Найти тему

Как посмели авторы нового фильма «Угрюм-река» уничтожить марксистско-ленинскую идеологию романа Шишкова?

(Ответ читателю моего канала на его комментарий к моей заметке «Новый фильм «Угрюм-река» с ног на голову. Или честно?»)

Вадим, в чем-то я с вами соглашусь. Есть закон об авторском праве. Но переиздавать текст автора со своими дополнениями и изменениями  под именем самого автора никто и не осмелится. Это нарушит закон. 

А работа над сценарием фильма и самим фильмом по этому закону является так называемым «производным произведением», полученным от литературной основы и считается новым произведением по закону об авторском праве. 

Эта информация, конечно, не может повлиять на чувства тех зрителей, кому не по нраву новые сюжетные линии, новое видение, отличное от авторского, трактовка, меняющая образы полюбившихся героев.

Я отношусь к тем зрителям, кого больше возмущала идеологизированная направленность литературных произведений, кинофильмов, изобразительного искусства и всего-всего во времена господства марксистско-ленинской идеологии. Вернее не возмущала, а возмущает. Уже теперь. В зрелые годы, а не когда прочитала или посмотрела в детстве впервые. 

Как умело авторы книг и кинофильмов в годы создания Шишковым «Угрюм-реки»(1932г) и постановки фильма реж. Лапшиным (1968г) пропагандировали марксистско-ленинские законы о классовой борьбе и борьбе за свержение капиталистического строя, возвышая преимущество социалистического образа жизни над капиталистическим в угоду «руководящей и направляющей».

Такие герои, как Протасов, в «Угрюм-реке» Шишкова, рождались у советских авторов,  даже не для сюжета, а для пропаганды в народе строительства социалистического и коммунистического рая, за что многие из авторов получали свой кусок пирога.

 И не удивительно. Партия очищала литературные и другие ряды  от врагов народа. КГБ и Агитпроп ЦК внимательно следили за каждой советской буквой. 

Поэтому без Протасова и темы угнетения рабочего класса, зверств и невыносимых условий жизни рабочих - судьба романа, возможно, была бы несколько иная в 1932 году. Сам Шишков писал:       «Профессионалом-писателем я стал после Октябрьского переворота, когда почувствовал и осознал себя полноправным членом и работником нового, молодого, советского общества».

А вот вам. Помните?

«А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»(1955г)

А в 1938 году автора этих строк  арестовали  по делу об антисоветской пропаганде, ведь в его произведениях доминировала не марксистско-ленинская, а натурфилософская концепция.

 «Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…»(Н.Заболоцкий, «История моего заключения» 1981 год)

Напротив, тем, кто был угоден и воплощал в своём творчестве генеральную линию ЦК КПСС полагались гонорары: за 40.000 авторских знаков(один печатный авторский лист) - 500 рублей «самым любимым авторам» ЦК КПСС и 300 рублей «просто любимым». Это прайс после денежной реформы 1961года.

Кстати, в 1927 году опубликован роман Шишкова «Ватага». Ах как его раскритиковал Фурманов! Ведь Шишков осмелился описать с достоверной точностью зверства «красного террора». В романе большевики отрубают руку священнику, а потом распиливают его пополам. Не удивительно, что так непонравившийся  партийным критикам сюжет романа послужил причиной отсутствия оного во всех собраниях сочинений Шишкова с 1940 г по 1970 г.

Но как мы видим, пирог был вкусен и автор Шишков сделал соответствующие выводы. 

В романе «Угрюм-река», изданном несколько лет спустя после неудачной по мнению партийных советских критиков «Ватаги», Шишков демонстрирует нам ужасы жизни рабочих при капитализме, ненасытную утробу эксплуататоров. Даже самые сильные светлые и гуманные идеи, в молодых эксплуататорских душах, способны деградировать и разложиться в процессе роста личного капитала - поведал нам Шишков.

А как все было на самом деле? Без марксистско-ленинской лжи?

В 2016 году была полностью издана трехтомная монография известного петербургского историка, профессора, доктора наук Бориса Миронова «Российская империя: от традиции к модерну». Этот труд изобилует статистическими таблицами.

 

Вот вам одна из них.

-2

В 1899 году Правление Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры для Парижской выставки 1900 года поручило  Пётру Терентьеву - директору училища при знаменитой «Трехгорке» - составить и написать описание мануфактуры и ее историю. Это описание было издано в 1996 году в серии «Предприниматели России». Книга «Прохоровы». В то время я ее приобрела и прочитала. 

Вот вам цитата из этого описания:

«Если взять выработку ситценабивных товаров, число рабочих и служащих на фабрике, то получатся следующие интересные данные: в 1884/95 году в среднем ежедневно один рабочий вырабатывал 2,46к.(по 60 ар.), а через 20 лет эта выработка подымается до 3,54 куска, т.е. почти на 50%. За это же время на одного служащего на ситценабивной фабрике приходилось в 1894/95 г. 101,5 кусков в день, а в 1902/03 - 126,6 кусков. При этом соответственно годовой заработок одного рабочего за 20 лет возрос с 167,4 руб. в год до 269,9 руб. (на 61%).» 

В товариществе трудилось 7290 рабочих. Рабочий день в среднем был 9-часовой. Всем рабочим, живущим в казармах, квартиры или места проживания давались бесплатно. Три рубля давались «квартирные» тем, кто в казармах не жил. Имелись фабричные квартиры и квартиры для семейных. Правда их хватало не всем.

Для рабочих была построена бесплатная баня, которая работала всю неделю с 4.00 до 22.00. При бане была бесплатная прачечная. Тех, кто желал, кормили из расчета 4 руб. 30 копеек в месяц. Для рабочих была построена бесплатная больница с бесплатными лекарствами, операциями, полным бесплатным медицинским обслуживанием. Амбулаторный приём проводился с 9.00 до 12.30 и после обеда длился ещё от 2 до 4 часов. Для рабочих был построен бесплатный родильный дом. Был также летний санаторий для выздоравливающих больных в Серебряном бору. (Теперь в Серебряном бору только элита. На машине можно проехать туда только зная пароль. Например, нам такой пароль называл один из ресторанов Серебряного бора, в котором мы заказывали столик. Они так делают для своих клиентов. Ещё в Серебряном бору теперь дачи Большого театра. Как-то я даже случайно оказалась идущей впереди компании Цискаридзе. Они шли на тот же пляж, что и я, так громко разговаривали про день рождения, который им предстояло там отметить, что мне было стыдно, что я все слышу. А ещё теперь в Серебряном бору живут семьи иностранных дипломатов и разных наших богачей. Санатория для рабочих там, увы, больше нет.)

Но вернёмся к «Трехгорке».

В 1912 году всем 192 пенсионерам Прохоровского товарищества было выдано денежных пособий на сумму 27.428 руб. 86 коп. В 1914 году капиталисты Прохоровы для своих рабочих выделили дополнительно средства в больничную кассу в размере 40.210 руб. 63 коп. В мануфактурно-техническом училище 6 лет(!)бесплатно обучались студенты. Кроме всего для рабочих была создана бесплатная библиотека, классы оркестровой музыки, «духовно-нравственные собеседования и чтения с световыми картинами», классы хорового пения.

Мануфактура, созданная Прохоровым, работает по сегодняшний день. Можно по ул.Рочдельская пройтись до фирменного магазина, в котором продаются ткани с этого предприятия. Последний ее владелец Николай Иванович Прохоров в 1912 году был возведён в потомственное дворянское достоинство. 

Надеюсь, Вадим, теперь вам понятно, почему новая версия «Угрюм-реки» не вызывает моего возмущения. Я считаю эту версию честной, более достоверной с точки зрения исторических фактов, лишенной советской идеологической направленности, в новом фильме отсутствует страх, которым руководствовались автор романа Шишков и режиссёр старого фильма Лапшин. Новый фильм полон свободы, простора для зрительской фантазии и размышлений. «Думайте! Рассуждайте! Где ваши мысли и каковы ваши чувства? А вот вам ещё повод для размышления!» - говорят нам создатели фильма.

Прошло столько лет с момента создания книги «Угрюм-река». Сегодня другой век. Другое тысячелетие. Многие из нас сами чуть-чуть стали капиталистами. И есть даже те, кого посвятили «в потомственное дворянское достоинство». Тут я не без иронии, конечно.

Многие из нас не хотят возврата в СССР, за железный занавес, и, конечно, верят и помнят рассказы своих уже ушедших в мир иной прабабушек о нормальной жизни простых людей до революции. Без советской идеологии. Без марксизма-ленинизма. Без соцреализма и других исторических трофеев.

Новый фильм «Угрюм-река» для них.

И то, что Титан Громов в новом фильме «Угрюм-река», подчинив взглядом космические силы, уничтожает ставший ему неподвластным мир, который он создавал и которым он правил, - для меня это возможное наше с вами будущее. Будущее России. Вот сами догадайтесь, о чем это я в самом конце.

Это ссылка на мой текст на этом канале.

" Новый фильм "Угрюм-река". С ног на голову? Или честно?"

https://zen.yandex.ru/media/id/5e551fe77a8c4d4a673b1a68/novyi-film-ugriumreka-s-nog-na-golovu-ili-chestno-606740c609a6b7170267ad80