Когда Запад давит санкциями, нам стоит не соперничать, а создавать совместные производства.
Владимир ДЕМЧЕНКО
Примеров много
Должны ли предприятия России и Беларуси конкурировать между собой? Всегда ли конкуренция – это путь к процветанию? Западные теоретики, наверное, ответили бы на эти вопросы утвердительно. Однако у специалистов – как теоретиков, так и практиков – иное мнение. На прошедшем 2 апреля торжественном собрании «Союзное государство: открывая новые возможности», которое было посвящено Дню единения народов Беларуси и России, об этом говорилось много.
Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, к примеру, считает, что в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и Беларусь, когда для наших предприятий закрываются рынки сбыта и доступ к кредитным ресурсам, единственным возможным ответом должны стать сплочение и поиск совместных алгоритмов сотрудничества, которые должны сделать наши страны сильнее и конкурентоспособнее.
Это понимают и премьер-министры России и Беларуси.
- Совсем недавно на переговорах глав правительств Беларуси и России Михаил Владимирович Мишустин, обращаясь к своему белорусскому коллеге, сказал, что нам нужно уходить от разговоров о выгодах от продажи нефти, газа, продуктов агросектора друг другу в пользу создания совместных производств. Только это позволит уйти от ненужной и необоснованной конкуренции там, где мы должны объединять усилия, - сказал Дмитрий Мезенцев.
Примеров успешного сотрудничества России и Беларуси много. Взять хотя бы атомную станцию в Островце, построенную Беларусью вместе с Россией.
А совсем недавно Курчатовский институт подписал уникальное соглашение с белорусской академией наук. Как рассказал Дмитрий Мезенцев, как раз во время торжественного собрания президент НАН Беларуси Владимир Гусаков вместе с двенадцатью членами президиума НАН находился в Гатчине, под Санкт-Петербургом, изучая возможности научно-исследовательского реактора ПИК, который работает в этом городе. Эта поездка может привести к новому этапу сотрудничества российских и белорусских ученых в самых разных областях.
Снять напряженность
Тему ненужной конкуренции между предприятиями дружественных стран затронул и генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Баглаев. Этот завод, по его словам, - наверное, самый российско-белорусский в России. Предприятие работает в теснейшей кооперации с Беларусью уже больше 15 лет. Мы плотно работаем с крупнейшими предприятиями Беларуси, у нас около 3 десятков партнеров в этой стране. Крупнейшие проекты с БелАЗом, МАЗом, Тракторным заводом.
На тему нежелательной конкуренции машиностроительных предприятий Владимир Баглаев подготовил целый доклад. Он выступил на секции «Экономический потенциал Союзного государства: состояние и пути развития». А когда мероприятие подошло к концу, рассказал свое видение ситуации журналистам.
- Нас как российских работников белорусско-русского предприятия очень огорчает жесткая конкуренция между рыночными предприятиями двух стран, - сказал Владимир Баглаев. - И мы понимаем, что пути выхода на союзные направления нужно искать не в том, чтобы тратить ресурсы в междоусобной борьбе между братскими народами и братскими предприятиями, а на развитие союзных проектов, которые сегодня должны конкурировать только с компаниями наших заклятых партнеров из-за рубежа.
Взять, к примеру, российские критические технологии в нефтехимии. Их общий рынок превышает 7 миллиардов долларов. И этот рынок практически полностью зависит от поставщиков из дальнего зарубежья. Поставки установок по производству топлива, полипропилена, водорода, вся азотная промышленность – 99,9 процента оборудования поставляется из далеко не дружественных стран. При этом объем рынка машиностроения здесь превышает все машиностроение Беларуси, включая все ее машиностроительные предприятия.
Возникает вопрос: зачем нам конкурировать в этом секторе машиностроения? Если мы все равно тратим деньги на закупку оборудования за рубежом, не лучше ли пустить средства на развитие этих компетенций у нас - в России и Беларуси. Ведь инжиниринг в этом направлении в Беларуси развит, в Гродно есть специальный исследовательский институт.
По словам Владимира Баглаева, сегодня Беларусь несет потери, выпадают серьезные машиностроительные мощности, кадры. Это происходит из-за того, что белорусские предприятия вынуждены участвовать на российском рынке, завоевывать или терять позиции.
- При этом для оборудования нефтехимии сегодня есть, с одной стороны, рынок, а с другой – совсем недавно, 10 марта, было подписано Постановление Правительства №341, в соответствии с которым выделяются многомиллиардные субсидии нефтехимическим предприятиям на модернизацию производственных мощностей, - продолжил Владимир Баглаев. - Если сегодня не принять никаких решений, то эти многомиллиардные субсидии уйдут за рубеж, на поддержку машиностроения западных стран. Такого очень не хотелось бы допустить. Мы с белорусами давно и успешно работаем на проектах по производству сельхозтехники, мы видим, что при правильной программе поддержки отечественного производителя можно не только развивать машиностроение внутри России, но и теснить импортные поставки, которые раньше занимали серьезную долю нашего рынка. Если применить старые и уже испробованные меры поддержки вкупе с новым постановлением Правительства от 10 марта по модернизации нефтехимического производства в России, то можно снять многие моменты напряженности.
Гендиректор Череповецкого литейно-механического завода уверен: в этом проекте не было бы конкуренции, а были бы только союзные дружественные отношения.
- Это крайне важно, - говорит Владимир Баглаев. - Сегодня мы, к сожалению, проедаем наши ресурсы в междоусобной борьбе. Даже если бы в этой борьбе не принимали участие белорусские предприятия, то и в России крупнейшие машиностроительные производственные компании настолько плотно воюют между собой за рынок, что тратят ресурсы не на развитие, а на уничтожение друг друга. Даже ресурсы, выделенные в рамках программ поддержки, идут не на получение технологий, компетенций или образование и подготовку кадров… Они идут на конкурентную борьбу, на попытки раздавить конкурентов. Если и белорусские предприятия вступят на этот рынок, они только усугубят проедание ресурсов, которые и так ограничены и в Беларуси, и в России. Некачественное распределение ресурсов в условиях их дефицита кажется нам одним из важнейших вопросов. Его решение, с одной стороны, позволит избежать потерь ресурсов, а с другой – получить необходимое техническое развитие и в России, и в Беларуси. Это касается и инжиниринга, и производственной кооперации, и компетенций.