Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по Введенскому (немецкому) кладбищу в Москве. Сегодня продолжение рассказа об упокоившихся на нем знаменитых советских актерах театра и кино.
Козаков Михаил Михайлович (1934-2011)
Замечательный, популярнейший советский и российский актёр, и режиссёр театра, кино и телевидения, сценарист, писатель. Народный артист РСФСР.
Родился в Ленинграде в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова и Зои Александровны Никитиной, редактора «Издательства писателей в Ленинграде».
Во время Великой Отечественной войны был в эвакуации под городом Молотов (ныне Пермь).
В 1944 году Козаков вернулся в Ленинград и начал учится в школе с углубленным изучением иностранных языков. В 1951 году Козаков исполнил свою первую роль. Он сыграл Хлестакова в постановке «Ревизор» в школьном драмкружке, а уже через год стал студентом Школы-студии МХАТ.
В 1956 году молодой выпускник мхатовской школы был сразу же приглашён несколько театров, но выбрал Театр имени Маяковского, где ему сразу же предложили ни много ни мало роль Гамлета
Спектакль был настолько популярен, что театр отправили с ним в гастрольную поездку по всему Советскому Союзу, а самого Козакова через год пригласили на Шекспировский фестиваль в Канаду, где он читал монологи своего персонажа. Кроме «Гамлета» Михаил Козаков был занят ещё в нескольких спектаклях, но, несмотря на свою востребованность и растущую популярность через пару лет принял приглашение Олега Ефремова перейти в «Современник», где провел все 60-е годы, которые, как известно, были «золотым веком» этого сообщества единомышленников.
Вместе с Олегом Ефремовым в 1970 году Козаков покинул «Современник» и перешел во МХАТ. Там в 1972 году он попробовал себя в качестве режиссера. Козаков работал над постановкой пьесы Леонида Зорина «Медная бабушка» об Александре Пушкине, роль которого должен был сыграть Ролан Быков.
Однако спектакль запретила министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которая считала, что в пьесе искажены исторические события и постановка не подходит для репертуара МХАТа.
После этого Козаков ушёл в Театр на Малой Бронной, где прослужил более 10-ти лет.
В кино Михаил Козаков дебютировал во время учебы на последнем курсе Школы студии МХАТ. В фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» он сыграл сына главной героини потрясающе красивого злодея Шарля Тибо
После премьеры «Убийства на улице Данте» Козаков снялся в картинах «Хождение по мукам», «Восемнадцатый год», «Вдали от Родины». Однако настоявшую известность ему принес фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», где он сыграл главного злодея Педро Зуриту
Фильм стал лидером проката в 1962 году. Его посмотрело более 65 миллионов зрителей, но несмотря на такой большой Козаков в 60-е годы снимался очень мало, отдавая предпочтение работе в театре.
В 1970-х начал появляться на экране чаще. В частности сыграл помощника губернатора Джека Бёрдена в фильме «Вся королевская рать» по одноименному роману американского писателя Пена Уоррена.
В 1975 году Михаил Михайлович сыграл одну из своих самых знаменитых ролей в кино полковника Френсиса Чеснея в двухсерийной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!».
Тогда же началась его работа на телевидение в качестве режиссера –постановщика.
Первыми работами Михаила Козакова на этом поприще стали телеспектакль «Ночь ошибок», и телефильм «Безымянная звезда».
В 1982 году Михаил Михайлович закончил работу над своим самым многострадальным, но и самым знаменитым и полюбившимся зрителям телевизионным фильмом «Покровские ворота». Работа над сценарием картины началась еще в 1974 году, затем были многочисленные переделки согласования, пробивание разрешения на запуск. Что бы получить разрешение на съемки Козаков согласился стать «штатным» Дзержинским, сыграв «железного Феликса» три раза подряд в трех разных телефильмах.
После того, как фильм «Покровские ворота» был отснят и смонтирован, тогдашний председатель Гостелерадио Лапин вынес вердикт:
«Такие фильмы делают люди, сбегающие в Израиль или в Америку! Это же какой-то Зощенко!».
Премьера «Покровских ворот» состоялась только в феврале 1983 года и имела успех сравнимый разве что с фильмами Рязанова.
В 80-е годы Михаил Михайлович Козаков продолжал активно работать в кино на телевидение и в театре, но на фоне происходящих в стране перемен принимает решение эмигрировать.
В 1991 году он вместе с семьей переехал в Израиль, поскольку получил приглашение на работу в Тель-Авивский государственный камерный театр. Там он, как режиссер поставил спектакли «Чайка» и «Любовник» на иврите. Так же выступал в театре «Гешер» и театральной студии «Ниссан Натив». Там он играл и на русском языке, и на иврите.
В 1992 году Козаков создал собственную труппу актеров, которая получила название «Русская антреприза Михаила Козакова». С этим коллективом артист гастролировал по Израилю и ставил спектакли на русском языке.
Вернулся в Россию в 1996 году. Продолжал много играть на сцене и сниматься в кино. Написал несколько книг мемуаров.
В 2010 году у актера было диагностировано онкологическое заболевание. Он уехал на лечение в Израиль но, к сожалению положительных результатов, добиться не удалось.
Михаил Михайлович Козаков скончался 22 апреля 2011 года в одной из Израильских клиник. Похоронен на 5-м участке Введенского кладбища рядом с отцом.
Кондратова Нина Владимировна (1921—1989)
Одна из первых советских телеведущих, заслуженная артистка РСФСР.
Родилась в Москве. В 1947 году окончила ГИТИС, а в 1950 прошла отбор в первую группу дикторов Центрального Телевидения. Как и все первые телеведущие пользовалась огромной популярностью. С течением времени стала специализироваться на передачах для детей.
Именно она в 1964 году вела премьерные выпуски передачи «Спокойной ночи малыши»
В 1965 году Нина Кондратова как ведущая тележурнала «Пионерия» должна была сняться в сюжете о павильоне «Животноводство» на ВДНХ. Во время съемки бык, испугавшийся яркого света прожекторов, вырвался из загона и нанес телеведущей тяжёлую травму, в результате которой она потеряла один глаз.
После длительного лечения Нина Владимировна вернулась к работе. В частности она несколько лет вела популярнейшую передачу для детей «Умелые руки», благодаря которой в стране появилось огромное количество кружков детского творчества с таким же названием
Она проработала в эфире до 1973 года, после чего перешла на должность педагога-консультанта. Помогала осваивать профессию телеведущего многим звездам нашего телевидения. Её учениками были Вера Шебеко, Ангелина Вовк, Татьяна Веденеева, Инна Ермилова, Наталья Фуфачёва, Юрий Николаев и многие другие.
Нина Владимировна Кондратова скончалась 20 декабря 1989 года. Похоронена на 21 участке Введенского кладбища вместе с мамой и мужем
Кондратов Юрий Григорьевич (1921 -1967)
Известный советский артист балета, педагог. Лауреат Сталинской премии, народный артист РСФСР.
В 1940 году окончил Московское хореографическое училище. В 1939—1959 годах артист балета Большого театра. Мастер дуэтно-классического танца, один из лучших партнёров своего времени, Его партнершами были Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая и многие другие блестящие балерины середины 20-го века.
Исполнил более 20 заглавных партий в балетах классического репертуара.
Скончался в июле 1967 года. Похоронен на 21 участке Введенского кладбища.
Кторов Анатолий Петрович (1898-1980)
Замечательный советский актер театра и кино. Народный артист СССР
Родился в Москве в богатой купеческой семье (настоящая фамилия Викторов).
В 1916 году поступил в Школу-студию под руководством Фёдора Комиссаржевского, которую окончил в 1919 году. Служил в Государственном Показательном театре Василия Сахновского, а в 1921 году поступил в 3-й театр РСФСР, более известный как Театр Корша, в котором служил вплоть до 1933 года.
В 1925 Яков Протазанов пригласил Кторова и его близкого друга Игоря Ильинского снятся в фильме «Закройщик из Торжка. Дуэт аристократичного и невозмутимого Кторова и гротескного буффонадного Ильинского имел успех не меньший чем тот который выпал спустя 40 лет на долю знаменитой гайдаевской троицы. Протазанов снял их еще в двух своих картинах «Процесс о трех миллионах» и «Праздник святого Иоргена.
Прибавьте сюда театральный успех Кторова и станет понятно почему в 20-е годы даже бытовало выражение «улыбаться как Кторов».
С 1933 года Анатолий Петрович Кторов служил во МХАТе, где сыграл около пятидесяти ролей.
В кино снялся еще всего лишь три раза но все фильмы вошли в золой фонд нашего кино.
Скончался Анатолий Петрович Кторов 30 сентября 1980 года. Похоронен на 7-м участке Введенского кладбища. Рядом с ним упокоилась супруга.
Попова Вера Николаевна (1889 – 1982)
Замечательная русская и советская актриса, народная артистка РСФСР.
Уроженка Москвы. После окончания гимназии в 1909 году училась в частной театральной школе Ивана Романовича Пельтцера.
В предреволюционные и первые послереволюционные годы служила во многих провинциальных и московских театрах.
С 1933 года актриса МХАТа. Сыграла в нем множество главных ролей в пьесах классического репертуара. Там же познакомилась со своим мужем Анатолием Петровичем Кторовым с которым прожила в счастливом браке почти 50 лет
В кино Вера Николаевна снималась относительно мало и уже главным образом в пожилом возрасте, в небольших ролях. Возможно мои уважаемые читатели, вы вспомните её старушку, покупательницу пальто из комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу»
Скончалась Вера Николаевна Попова в августе 1982 года, вскоре после своего 94-го дня рождения.
Похоронена на Введенском кладбище рядом с супругом
На этом уважаемые читатели и подписчики моего канала разрешите сегодня прерваться. Спасибо всем кто меня читает и как всегда, жду ваших отзывов. Всего вам доброго и до новых встреч