Найти тему
КиноРаритет

Как хороший американский режиссёр пытался придурошной комедией из творческого кризиса выбраться

В 80-ые американский режиссёр Джон Лэндис был в фаворе. Достойный ученик Стивена Спилберга один за другим выпускал экранные хиты — «Братья Блюз», «Американский оборотень в Лондоне», «Поменяться местами», «Три амиго!», «Поездка в Америку».

Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и с началом 90-х Лэндис вступил в полосу тотального невезения. Даже фильмы с большим потенциалом и вполне добротным качеством начали ухать в прокате и ловить затрещины от критиков. Комедия с Сильвестром Сталлоне «Оскар»? Провал! Третья часть «Полицейского из Беверли Хиллс»? Провал! Стильная криминальная комедия с вампирами и гангстерами «Невинная кровь»? Ещё больший провал!

Лёгкая придурковатость происходящего в комедии Джона Лэндиса «Семейки Придурков» очень быстро перестаёт смешить и начинает раздражать.
Лёгкая придурковатость происходящего в комедии Джона Лэндиса «Семейки Придурков» очень быстро перестаёт смешить и начинает раздражать.

Зализывать раны Лэндис отправился на телевидение (что тогда считалось постыдным падением для крупных кинорежиссёров. Попытку вернуться в большое кино он предпринял через два года. И тут же обнаружил, что крупные голливудские продюсеры не хотят доверять ему хоть сколько-нибудь значительных бюджетов. И пришлось Лэндису новую комедию ставить без супер звёзд (к чему он привык) и не на крутой какой-нибудь студии, но усилиями нескольких мелких. Результатом стала странная комедия про «типичное» американское семейство, качеством вполне соответствующая названию — «Семейка Придурков» (The Stupids в оригинале).

История о тупоголовой семейке Ступидов заставляет недоумевать — слишком уж мультяшными получились главные герои фильма. Они будто вышагнули в реальный мир из телесериала про Симпсонов. Их домашние питомцы действительно были мультяшными, причём не рисованными, и а сгенерированными на компьютере (и поскольку технология тогда ещё не была развита, выглядят они ужасно!)

В комедии Джона Лэндиса «Семейка Придурков» есть актёры, которые по задаче должны играть «серьёзно», но это мало сочетается с основной клоунадой.
В комедии Джона Лэндиса «Семейка Придурков» есть актёры, которые по задаче должны играть «серьёзно», но это мало сочетается с основной клоунадой.

Зрителю приходилось прилагать немало усилий, чтобы принять такую меру условности и свыкнуться с мыслью, что герои с первого титра и до конца фильма будут устраивать дикие по своей тупизне выходки, попадать в самые дурацкие ситуации и выкарабкиваться из них предельно экстравагантными способами.

Описание всего лишь одного дня этой семейки полно невероятных приключений. Стэнли Ступид с лицом комика Тома Арнольда сразу после завтрака, занимается не больше не меньше, как спасением мира, попутно попадая в Рай и встречаясь с Богом (по крайней мере, он сам так считает), впутывая в дело «спасения человечества» ещё и жену (Джессика Ланди), которая успевает попасть в доисторические времена (как она думает), теряя и вновь находя своих детей — таких же Придурков, как и их родители.

«Семейка Придурков» (The Stupids) не помогла Джессике Ланди пробиться в большое кино.
«Семейка Придурков» (The Stupids) не помогла Джессике Ланди пробиться в большое кино.

Чего у «Семейки Придурков» было не отнять, так это отпечатка былой гениальности автора. Фирменный стиль Лэндиса, выработанный им на ранних фильмах, определённо чувствуется и в «Ступидах». Режиссёр не изменил своей любви к замаскированным пародиям — кадров, отсылающих к известным картинам других режиссёров, полно и здесь. Так, напрмиер, простодушная мамаша едет в машине «на место преступления», наговаривая все происходящее… в пульт дистанционного управления, с таким же серьёзным видом, с каким агент Купер записывал свои мысли на диктофон в городке под названием Твин Пикс. Или вот загадочный Отправитель в исполнении Кристофера Ли, который в буйном воображении Стэнли собирается своровать у мира… весь мусор. Он очень сильно напоминает почти любого из целой галереи злодеев в экранизациях комиксов.

Местами мультяшность происходящего в «Семейке Придурков» принимает совсем уж буквальные формы.
Местами мультяшность происходящего в «Семейке Придурков» принимает совсем уж буквальные формы.

Лэндис не был бы самим собой, если бы максимально не наполнил «Семейку Придурков» многочисленными камео друзей-знаменитости. В комедии коротко появляются в кадре знаменитые кинорежиссёры Норман Джуисон, Атом Эгоян, Мик Гаррис, Дэвид Кроненберг, Коста Гаврас, Рик Эйвери, Джило Понтекорво. Это сделало дурашливый фильм хоть сколько-то ценным для синефилов всех мастей. Плюс к этому, Лэндис закрепил за собой славу «громилы автомобилей», которая прикрепилась к нему после культовых «Братьев Блюз». В «Семейке Придурков» машины бьются в ничуть не меньших количествах. Правда, картину это не спасло.

Комику Тому Арнольду не привыкать изображать придурковатых персонажей.
Комику Тому Арнольду не привыкать изображать придурковатых персонажей.

Итак, «Ступиды» (или «Семейка Придурков») рухнувшую репутацию режиссёра не восстановили. Джон Лэндис опять вернулся на ТВ. Время от времени он предпринимает всё новые попытки «тряхнуть» стариной, но — как правило — со столь же плачевным результатом. Последняя такая попытка была предпринята им в 2010-м году, и хоть снятый им тогда фильм «Руки-ноги за любовь» (Burke and Hare) получился очень даже неплохим, Лэндис, похоже, на этом и успокоился.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц