Надпись на левой двери гласила с вызовом: «Для смелых». Надпись на правой двери снисходительно ухмылялась: «Для не очень». Андрей Т. сдвинул брови и погрузился в самоанализ.
Аркадий и Борис Стругацкие, "Повесть о дружбе и недружбе"
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Мне всегда казалось, что я читатель без возраста. Например, повесть Стругацких из эпиграфа я прочитал на втором курсе универа, когда только-только дорвался до этих замечательных братьев и читал у них все подряд (то есть все, что на тот момент сумел найти). Но то ли я стал star, то ли собственные попытки в писательство наложили отпечаток, но не могу не заметить, что из некоторых книг все-таки вырастаешь (если нет, то порой это вопрос к тебе, уважаемый читатель, а не только к книге). Многое из того, что я тогда читал в универе, сейчас бы читать не взялся. По разным причинам.
Но есть книги, которые интересно читать в любом возрасте, пусть и воспринимаются они при этом совершенно по-разному. Все тот же "Маленький принц" Экзюпери, например. А все потому, что
Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.
Или аналог этой цитаты, но из англоязычной литературы:
Хорошая детская литература обращается ко взрослому, спрятанному в ребенке, и к ребенку, спрятанному во взрослом.
"Вторжение: высший разум" Кристиана Бэда и Movmav как раз такая книга. Если ты ребенок, ты в первую очередь видишь приключения, находчивость героев, зарождение дружбы. Взрослым же оцениваешь как хорошо переданы современные реалии, пусть и глазами ребенка. Умилияешься размышлениям Вадима про политику и, возможно, даже соглашаешься с ним, отмечая, какой умный рассудительный ребенок попался. И много чего еще, включая легкую полуулыбку в адрес попаданцев, литрпг и избранных. (последнее вполне возможно мне показалось)
И на этом заканчиваем с лирическим вступлением и переходим к сюжету!
А сюжет у нас довольно прост поначалу. Живет себе мальчик Вадим, не хулиган и не пионер-всем-пример. Учится неплохо, но вошел как раз в тот возраст, когда нравоучения учителей просто так не выслушать, надо и контраргумент привести, ибо ваистену! Вот так препираясь в очередной раз с историчкой, слово за слово и загремел Вадим в учительскую на прием к завучу, а от нее к психологу.
И вот тут началось попаданство с литрпг. Вроде бы и упал-очнулся-гипс, вроде бы и точка респауна в подвале, но не все так просто в этой жизни! И в сюжете тоже не просто. Потому что дальше были рапторы! Да-да, я-ребенок пожал плечами и сказал, что инопланетяне как инопланетяне, чего бы им не быть рапторами? Я-взрослый вспомнил один небезызвестный мемас:
Но суть как всегда оказалась не в вышеперечисленном, а в том, что помимо филосорапторов, которые дружелюбные и вообще няшки, на Землю прилетели другие захватчики. Личинки, которые не видно невооруженным глазом, захватывают мозги ничего не подозревающих граждан, толкая их на преступления и прочие гадости, разной тяжести. Вот с этими личинками и учат бороться детишек, потому взрослых уже не научишь - взгляд зашорен, мышление не гибкое и так далее.
Сами филосорапторы в борьбу с личинками не вступают - не хотят открыто объявлять войну, но помогают, чем могут. И все ждут Единственного, который переломит ход событий. Чувствуете? Легендой про избранного повеяло. И казалось бы, чего бы главному герою им не быть? К счастью, у авторов есть решение интереснее, но я его спойлерить не буду.
Герои. Их тут несколько, и хотя акцент делается на Вадиме, остальные ребята имеют значение. Остальные это Илья, Мирон, Лиза и Егор. Вместе они - сила. Потому что по отдельности они не такие уж и примечательные, а еще отчасти одинокие. Тот же Вадим в начале размышляет, а есть ли у него в школе настоящие друзья? Их он к концу книги и получает, настоящих друзей то есть.
Очень понравилось, что дети получились живые. Никакого картона из серии "я несу возмездие во имя Мумы!" и прочего ореола главных героев саги, которые всех победят, зачастую бессмысленно и беспощадно. Нет, тут совсем другие дети, настоящие. И это огромный плюс романа.
Ну и пару цитат про детей и дружбу. Ибо ваистену!
Помимо живых детей хотелось бы отметить как хорошо описана школа (человеческая которая). Прямо вспомнил свой родной лицей, в котором довелось учиться в 10-11 классах, а потом еще преподавать на пятом курсе универа. Так ярко и предельно правдиво описать творящееся в школьной среде, в том числе в учительской, это заслуживает отдельно лайка
Итого: Это замечательная книга для детей всех возрастов!