Сектор ДМС принял на себя основной удар пандемии — потери рынка в этом виде страхования оказались самыми большими. По данным Банка России за 9 месяцев 2020 года количество взносов сократилось почти на 12%, а число заключенных договоров — на рекордные 56% (по сравнению с тем же периодом 2019 года). Чтобы восстановить объемы работ и заинтересовать клиентов, страховщики стали предлагать новые форматы полисов под актуальные нужды. В итоге сегмент ДМС не только стал потихоньку прирастать, но и серьезно изменился по сути.
В период карантина пользователи распробовали услуги телемедицины и стали пользоваться ими довольно активно. Сегодня телемедицинские опции стали базой ДМС-пакетов, сложно поверить, что еще 2–3 года назад на этот продукт почти не было спроса. Клиенты оценили возможность получать ответы на волнующие вопросы без очного посещения врача. Одной из самых популярных функций стало заочное консультирование, в рамках которого пациенты могут получить второе и третье мнение в разных медицинских учреждениях. Эксперты прогнозируют, что появление в полисе телемедицины таких опций, как первичная постановка диагноза, возможность выписки больничных листов и рецептов, выведет услугу на новый уровень. Пока же эти функции недоступны из-за ограничений законодательства РФ.
Еще одна новация в ДМС — появление в пакетах услуг консультаций психологов и психотерапевтов. Горячие линии психологической помощи существовали в ДМС и ранее, но никогда не пользовались особенным спросом. После самоизоляции и при переходе на удаленную работу многие клиенты получили состояние тревоги, проблемы со сном, впали в алкогольную и пищевую зависимости — все эти симптомы стали причиной обращения к соответствующим специалистам.
Появление на российском рынке wellness-программ ДМС стало настоящим открытием. Такие полисы распространены за рубежом и предполагают, например, отслеживание физиологических показателей человека с помощью гаджетов, которые он постоянно носит с собой. Если страхователь не злоупотребляет алкоголем, курением, правильно питается, следит за состоянием своего здоровья — страховщик поощряет его поведение скидкой на полис. Более простая вариация таких программ — полисы-ДМС с опциями вакцинации, витаминизации, регулярными чекапами (медицинскими обследованиями). Такие страховки направлены на сохранение здоровья и поддержания высокого жизненного тонуса. Что касается чекапов, то они теперь продаются и в виде монополисов ДМС, которые можно купить в онлайне. Например, здесь.
Среди востребованных программ также стоит отметить продукты, связанные непосредственно с COVID-19. Такие полисы предполагают услуги диагностики, лечения и реабилитации. Сегодня они очень часто приобретаются как отдельно, так и в дополнение к базовым программам ДМС, поскольку обеспечивают защиту от актуальных рисков. Пример такого полиса — программа «СтопКоронавирус» от «Ингосстрах-Жизнь», которая обеспечивает финансовую поддержку до 2,5 млн рублей на случай заболевания коронавирусной инфекцией. Подробности действия страховки доступны здесь.