Модели нужны людям, чтобы пользоваться ими. А для чего они могут пригодиться?
Во‑первых, модели могут использоваться при формировании человеком своего поведения, для выбора поступков. А во‑вторых, для улучшения своего психического и психофизического состояния, без непосредственного воздействия на внешний мир, без поступков.
Рассмотрим сначала первый случай.
Нам нужны модели внешнего мира, которые, в нашем частном случае выбора, могут указать нам на набор возможных альтернатив, и на последствия выбора определённой альтернативы. Такие модели нам обычно поставляет наука. Она, в основном, занимается объективными закономерностями мира природы или общества. И ещё нужны модели, которые позволят нам решить, какая из альтернатив лучше, чем другие, то есть критерии упорядочивания (оценки) альтернатив. Они формализуют понятия «хорошо» или «плохо» применительно к данной ситуации выбора и являются самыми важными. Часто эти критерии сложны для формализации и заменяются эмоциями и ощущениями. Наконец, нужны модели для поиска среди возможных альтернатив лучших из них, или хотя бы приемлемых, по заданным критериям.
Сюда же можно отнести мета уровень всех этих моделей – модели их совершенствования по отношению к Практике.
Во втором случае речь идёт о внутреннем духовном мире человека, о его самочувствии и эмоциях. Любой человек в своей жизни постоянно взаимодействует с внешним миром, иногда довольно болезненно. Между внутренним и внешним миром человека неизбежно возникают конфликты. И человеку нужны модели и механизмы, которые могут помочь ему в разрешении таких конфликтов, в восстановлении необходимой для жизни относительной гармонии во внутреннем мире. Мир эмоций относится к психике, но, видимо, не к сознанию, в котором могут быть только модели этого мира.
Такие модели и механизмы человеку предоставляет идеология и/или искусство. Такой идеологией часто является религия как идея Бога (богов) и божественных законов жизни человека. Возможны и не религиозные идеологии, которые не используют в своей основе идею о Боге, но тоже говорят о своих обязательных законах жизни человека и правильного функционирования внутреннего (психического) мира человека (например, Конфуцианство или Марксизм). Любая идеология даёт человеку базовые основы для различения добра и зла, хорошо или плохо, а также некоторые правила поведения. А искусство помогает человеку гармонизировать свои эмоции и расширяет его «житейский» опыт. Идеологии и искусства также помогают людям лучше настраиваться на взаимодействие в группах.
Каждый отдельный человек может пользоваться своими моделями и на интуитивном уровне. Но для слаженного взаимодействия людей им нужно использовать согласованные модели. Для согласования моделей разных людей требуется их явное выражение в общедоступной форме, через вербализацию и/или формализацию (придание формы материального объекта, воспринимаемого другими людьми), хотя бы частичную. Это и обеспечивает Культура, включая науки, религии (идеологии), а также искусство.
Таким образом, современному человеку необходимы разные модели, которые предоставляют ему и наука, и религии (идеологии), и искусство. Модели из разных областей дополняют друг друга. Возможны и противоречия между утверждениями разных моделей, и конфликты между моделями. Но это возможно, как между моделями из разных областей: науки и религии, так и внутри них: между разными религиями, или между разными научными теориями. История человечества это ярко показывает.
Сегодня развитие гуманитарных наук сильно отстало от наук естественных. И в этом таится огромная опасность для выживания человечества. Подвластная ему энергия уже достаточна для его полного самоуничтожения, а общественные механизмы остаются слабо познанными и устаревшими. Однако, это не означает, что ситуацию нельзя исправить. Нужно лишь обратить больше внимания на гуманитарные аспекты Науки.
Кратко.
– Наши «знания» и «верования» – это инструменты (модели), которые помогают нам лучше взаимодействовать с реальностью, лучше жить. И в этом их полезность, то есть «правильность». А если мешают, то вредность или «ложность».
– Наука занимается объективным, материальным миром, а религия – ценностями и этикой. /по Максу Планку/