Собеседование на фирме, куда я пришла устраиваться, проводил сам директор.
- По образованию и рекомендациям вы нам подходите. Профессиональный уровень оценит Иван Иванович, непосредственный начальник. А вот и он.
В кабинет заглянул лысоватый немолодой мужик в очках. Уставился на меня. Кончик носа у него зашевелился, словно он принюхивался. Видимо, остался доволен результатом, потому что назначил время собеседования по специальности.
Пока ждала, в коридоре встретила Фёдора, своего знакомого.
- А что это за дедуля будет меня оценивать?
- Это гений бухгалтерии - Иван Иванович. Да и не такой уж он дедуля. Слегка за шестьдесят... Знает буквально всё, так шеф говорит. Но, должен признать, характер у Иваныча скверный, мужик вредный, хоть и справедливый. Если сработаетесь - будет всё отлично, нет - выживет с фирмы, увы, не ты первая!
После вопросов по бухгалтерии Иван Иванович подвёл итог.
- Вы нам подходите, но предупреждаю: со мной работать сложно, ибо я скверный и злобный старикашка. Вам ведь уже, небось, рассказали? - он ехидно прищурился.
Да, характер у прямого начальника был, как говорится, не сахар. Он мог наорать, затопать ногами, мог чуть ли не плеваться, но быстро утихомиривался.
- Здесь есть ошибка в подсчётах! Катя! Чем душа главбуха успокоится? Правильно: отсутствием ошибок! Иначе можно наломать дров! Переделывай, дорогая!
Но мы с ним ладили. Детей у главбуха не было, жена умерла рано. Вот и привязался ко мне.
Прошёл год. Заметила, что Иваныч стал частенько хвататься за сердце.
- Вы бы на больничный пошли, подлечились, - сочувственно сказала ему. - И количество кофе неплохо бы сократить.
- У тебя законный отпуск. Отгуляешь, потом я пойду. Мы не можем оставить фирму наедине с волками из налоговой!
Отпускных мне хватило на поездку в Турцию. А когда вернулась, была ошарашена новостью: Иваныч умер. Сердечный приступ прямо в кабинете. Меня же рядом не было, а другие сотрудники к главбуху заходят нечасто... Вызвать "скорую" вовремя было некому...
Я закрылась и ревела как белуга. В нашем общем кабинете всё оставалось, будто начальник вышел перекусить и сейчас вернётся. Даже на столе по-прежнему стояла его любимая чашка.
- Катерина, пока мы не найдём заместителя, ты будешь работать за двоих. Иван Иванович собирался на заслуженный отдых и просил назначить тебя на его место, - грустно произнёс шеф.
Мне ещё никогда не приходилось самой готовить годовой отчёт. Боялась страшно: оборот-то у фирмы немаленький. Как назло, всё время вылезали какие-то проблемы с подсчётами. Я понимала, что сидеть мне в тот день до утра, пока не сделаю. Спустилась вниз, предупредила охранника:
- Лёша, я сегодня здесь ночую. Начальство в курсе.
- Не боишься одна в пустом здании? - поинтересовался он.
- А что делать? Выхода нет. Да и ты же внизу!
Поднялась к себе. Устала чертовски, слипались глаза, цифры на мониторе сливались в одну строчку, и ко всему закончился чай. "Прости, Иваныч, но я у тебя кофейку одолжу!"
Включила электрочайник и вернулась к отчёту. И снова выплыла ошибка. Внезапно почувствовала запах кофе, услышала характерное покашливание и слова:
- Катя! Чем душа главбуха успокоится? Правильно: отсутствием ошибок!
Отвела взгляд от экрана и обомлела: рядом, на придвинутом стуле, сидел Иваныч. Я буквально потеряла дар речи!
- Иван Иванович, вы не умерли?!
- Умер, шмумер, лишь бы здоров был, - это была ещё одна его любимая фраза. - Давай соберись, а то до рассвета не управимся!
Он открыл отчёт и стал показывать, где я допустила ошибку.
- Внимательнее надо быть! - бурчал старик. - Иначе можно наломать дров!
В этот момент я проснулась. Глянула на монитор: отчёт исправлен, в кабинете действительно пахнет кофе, который так и не успела заварить: уснула прямо за столом. Да и бумаги лежали не там, куда их положила. Стало не по себе. Мне всё приснилось? Или Иваныч действительно являлся, чтобы помочь?
Вошёл охранник Лёша.
- Кать, я тебе бутер принёс, голодная, наверное? - он потянул носом воздух. - Кофе пахнет, словно жив Иваныч. Правильный мужик был. Жить бы ещё да жить!
- Лёша, можешь считать меня ненормальной, но я только что видела его!
- Да нет, меня это не удивляет... Я тоже его видел. Потому и спросил, не будешь ли ты бояться одна в пустом здании. Приходит он по ночам, волнуется, видно, за дело... А он что-то тебе говорил?
- Отчёт до ума довёл.
- Ну, он ценил тебя очень. Я сам слышал, как старик говорил шефу, что из тебя выйдет правильный специалист. Это у него был при жизни главный комплимент. Знаешь... Я когда его в первый раз после смерти увидел, чуть не упал, так испугался. А он мне: "Алексей! Дверь на лестницу закрывать нужно! Сколько раз тебе повторять. Сквозняки гуляют по этажу!" А иногда по ночам шаги раздаются, выглядываю: нет никого! А на вашем этаже пахнет кофе! Но другие охранники его не видели. Значит, мы с тобой, Катя, избранные.
- Я читала, что призраки иногда являются к тем, к кому были привязаны в жизни.
- Ну вот и объяснение! Тебя он ценил как специалиста, а ко мне относился хорошо, потому что я сын его друга.
Алексей ушёл. И вдруг словно ветерок подул, листки на столе зашелестели:
- Обрати внимание на седьмую страницу! Вторая и третья строки снизу. Нужно уточнить у шефа!
О том, что это необходимо сделать, знал только Иваныч...
В пустом коридоре раздались шаги, я вскочила, выглянула и увидела удаляющийся немного сгорбленный силуэт старого бухгалтера.
Отчёт был сдан, я отпросилась с работы, купила цветы и пошла на кладбище.
Присела на лавочку около могилы и расплакалась:
- Иваныч, я так к вам привязалась. Мне вас не хватает! Спасибо за помощь!
Наш дорогой и любимый читатель! Вы можете ускорить публикацию продолжения историй с уже полюбившимися Вам героями, а также выход новых рассказов, или просто поблагодарить автора за его творчество, пожертвовав любую необременительную для Вас сумму денег, воспользовавшись формой ниже. Спасибо читатель, что Вы у нас есть!