Здесь надо сказать, что одинаковые фамилии друга и Прасковьи просто совпадение, родственниками они не являются.
Что касается старого жениха, то это образ собирательный. Художник списывает его с нескольких человек: голову с выразительным лицом – с одного, туловище – с другого, и чубчик на голове – с третьего.
Друга Сергея Варенцова Пукирев изображает шафером, как и было на самом деле на настоящем венчании его возлюбленной.
Однако, другу это не понравилось. Он увидев себя на картине, друг устроил скандал. Другу не хотелось изображать несчастного влюблённого шафера, к тому времени у него уже была другая возлюбленная и он собирался жениться. Ею была купеческая дочь Ольга Урусова.
Художник вынужден был убрать с полотна Сергея Варенцова и вместо него изобразить себя. На портрете он крайним справа.
Изображая на полотне свою возлюбленную в роли невесты, а себя в роли шафера, Художник сам того не предполагая, предсказывает судьбу и её и свою.
Он делает предложение возлюбленной Прасковье, но её родители отвергли его, так как он является сыном бывших крепостных крестьян, и спешно выдают против её воли замуж за богатого старика.
И только на картине Художнику и его возлюбленной Прасковье удалось навечно остаться вместе.
Всё получилось в жизни, как на портрете.
Этот брак не принёс Прасковье ни счастья, ни богатства. Она быстро стала вдовой и следы её затерялись, о ней никому не было известно. И неизвестно, знал ли о её жизни сам Художник.
И только в 2002 году завеса приоткрылась. В Третьяковскую галерею принесли рисунок художника Владимира Сухова, на котором он изобразил в 1907 году Прасковью Варенцову. На самом портрете с лицевой стороны написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Вот так сложилась судьба красивой девушки с портрета Василия Пукирева. Ей выпало доживать свою жизнь в богадельне.
А что же художник?
О нём дальше.
3.
Впервые картину «Неравный брак» Пукирев представил на академической выставке в 1863 году. Картина поразила всех и сюжетом, и качеством исполнения и необычно большими размерами. За эту картину Василий Пукирев был удостоен звания профессора живописи. После этого, он по-прежнему писал картины, но «Неравный брак» оставался не превзойдённым им. Кроме живописи, Художник преподавал а училище живописи, а также занимался иконописью, его иконы и сейчас хранятся в Страстном монастыре Храма Троицы Живоначальной.
После того, как родители его возлюбленной отказали ему и выдали её замуж за богатого старика, в нём словно сломился стержень, он стал апатичным ко всему и даже работал над картинами без свойственного ему огонька. Дела его не ладились, удача словно отвернулась от него. Он заболел и по этой причине прекратил преподавать.
К Художнику так и не пришла вторая любовь, не излечила его от первой любви к прекрасной Прасковье Варенцовой.
Но была любовь к нему. Беззаветная, ничего не требующая взамен, жертвенная любовь. Это любовь Женщины, Софьи Петровны Тереховой. История умалчивает, как они познакомились, но начиная от падения и до конца жизни Художника Софья неотступно поддерживала его, была рядом. Это малообразованная женщина, на 13 лет младше него.
Их брак был не венчанным.
Можно представить, что такое невенчанный брак в то время и каково было отношение общества к таким женщинам. Ольга Терехова приняла на себя совсем не простую ношу. В данном случае, женщина никто, она не имеет право ни на наследство, ни на пособие государства после смерти мужа, она даже вести себя должна по особенному робко, везде знать «своё место». Конечно, ей было трудно, но она не ставила это ему в укор, не жаловалась, не докучала с требованиями, жертвовала всем, лишь бы его жизнь хоть немного облегчить.
Ей пришлось тащить по жизни больного человека. А болел Пукирев сильно, ему пришлось оставить преподавание, он жил на маленькую пенсию, выхлопотанную его друзьями. Пришлось продать все картины, но этого хватило ненадолго. Нужда навалилась на них, они жили в нищете. И при том, Художник всегда был чисто одет и выглажен.
Это ли не любовь?
А с его стороны? С его стороны не было никакой любви и, похоже, не было и уважения. Он принимал все жертвы любящей его Женщины, как должное.
И это человек, которого считали знающим и понимающим женщин?
Умер Василий Пукирев в нищете и в безвестности 1 июня 1890 года. Ему было лишь 57 лет. Что стало с Софьей Тереховой неизвестно.
Спасибо за внимание!
Завтра я начну публикацию ещё оного истории о трагической любви. Эту историю услышала и написала моя внучка. Я считаю написанную ею историю достойной Вашего внимания. Но это уже наши дни и наши современники.