Найти тему
Армения и армяне

Нашли даже в Берлине. Что армяне сделали с организатором геноцида 1915 года?

Как известно, великий армянский народ ничего никогда не забывает и не прощает.

Например, организатора геноцида 1915-го года османского Талаат-пашу армяне отыскали даже в Берлине. Но обо все по порядку читайте на канале Армения и армяне.

Болгарин-мусульманин (помак) Мехмед Талаат-паша пришел к власти в Османской империи в 1913-м году. Как министр внутренних дел в составе тройки лидеров так называемой партии младотурок «Единение и прогресс».

Младотурки в начале XX-го века
Младотурки в начале XX-го века

Своей основной политической целью эта партия провозглашала пантюркизм и панисламизм. А верховную власть Османской империи младотурки планировали распространить на Крым, Кавказ, Среднюю Азию и даже Поволжье - вплоть до Желтого моря, как говорил сам Талаат-паша.

Естественно, армянам и других христианским народам в таком государстве места не было. Что и вылилось в 1915-й год, главным организатором которого и стал министр внутренних дел Османской империи Талаат-паша....

Талаат-паша
Талаат-паша

С падением Османской империи в 1918-м году Талаат-паша тайно бежал в Германию. Однако армяне вынесли ему вердикт - высшую меру. Армянский съезд знаменитой партии Дашнакцутюн провозгласил начало операции «Немезис» (Богиня Мщения)...

В рамках этой операции армянские народные мстители нашли много виновников 1915-го года. Дошла очередь и до прятавшегося Талаат-паши. На него в Берлине вышел 23-летний студент Согомон Тейлерян [Սողոմոն Թեհլիրյան], уроженец древнего армянского города Эрзерума (Карин), всю семью которого забрал тот самый страшный 1915-й...

Согомон Тейлерян
Согомон Тейлерян

Согомон искал Талаата-пашу по всей Европе. Всюду опирался в поисках на армянскую диаспору. Пока наконец не выяснил, что Талаат закрыто живет в Берлине, носит фамилию Сей.

Стол ле назад, 15 марта 1921-го года Согомон Тейлерян встретил Талаат-пашу у его дома №4 по Гарденбергштрассе в Берлине.... Посреди бела дня, открыто и на глазах у десятков свидетелей.

-5

Интересно, что германский суд присяжных полностью оправдал армянина, приняв во внимание кто он, что пережил, и от кого избавил белый свет.

После тех событий наш герой уехал в Сербию, где женился на армянской девушке-землячке по имени Анаит Татикян, создал крепкую армянскую семью. Стал отцом сына и дочери. Был известен на всю округу как великолепный стрелок, честный и благородный человек, обладатель большого авторитета.

В 1950-е годы Согомон перебрался с семьей жить в Сан-Франциско, где работал обычным клерком.

Согомон с супругой
Согомон с супругой

Ушел Согомон в 1960-м, на 64-м году жизни. Погребен на армянском кладбище во Фресно, калифорнийском городе с большой армянской общиной.

Могила Согомона Тейлеряна во Фресно
Могила Согомона Тейлеряна во Фресно

Согомон Тейлерян оставил после себя книгу мемуаров, где подробно рассказал, что его толкнуло на такой шаг, где и как он выследил Талаат-пашу. В США и Франции об его подвиге сняты фильмы.

Подвигу Согомона посвящена и армянская народная песня Գինի լից, Gini lits ("Лей вино"), рассказывающая о славном деле этого мужественного мстителя.

Несколько памятников Согомону установлены в Армении, в том числе, в Ереване и во втором по величине городе страны Гюмри.

Памятник Согомону Тейлеряну
Памятник Согомону Тейлеряну

Именем Согомона Тейлеряна названа одна из главных площадей Марселя, французского города также с большой армянской диаспорой.

О подвиге Согомона Тейлеряна сегодня знает и помнит любой армянский ребенок. И можно точно сказать - у Согомона немало продолжателей, от справедливого армянского возмездия не уйдет ни один человек, причинивший зло армянскому народу. Где бы тот не прятался.

Памятник Согомону Тейлеряну
Памятник Согомону Тейлеряну

Подвиг Согомона и других армян операции Немезис после второй мировой вдохновил и многих еврейских мстителей, также отправившихся на поиски прятавшихся организаторов холокоста.

По мнению большинства историков, устранение армянским мстителем Талаат-паши имело судьбоносное решение для всего мира. Ибо находясь в Германии, в 1930-е годы этот деятель вполне мог бы толкнуть турок в объятия к Гитлеру.