Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Опасный груз (не вошедшее)

В ноябре 1958 года самолёт Ли-2 бортовой номер СССР 84624 выполнял перевозку груза. Экипаж 89-го авиаотряда. Груз был со Сталинского государственного союзного завода химреактивов (н.п. Сталино). Вес груза 2.250 кг. Завод не предупредил отдел перевозок о характере груза. Груз был опасным для такой перевозки.

Взлет в Сталино произведён 1 ноября. Промежуточные посадки в Харькове, в Воронеже, в Пензе. 2 ноября в 15:38 экипаж доложил пролет аэропорта Казань на высоте 400 м и получил указание набрать высоту 1.200 м. Последняя связь с Казанью состоялась в 16:15. Дано указание переходить на связь с аэропортом Ижевск. Экипаж указание подтвердил. В дальнейшем на неоднократные запросы с земли экипаж на связь не выходил. Через 35 минут после последней связи с бортом Казань начала принимать меры к розыску самолета. В 17:30 в аэропорт Ижевск поступили сведения, что самолет потерпел катастрофу в 1,5 км северо-западнее села Грахово.

-2

При подлёте к Грахово на самолете возник пожар внутри фюзеляжа. Экипаж энергично перевёл самолёт на снижение и пошел на вынужденную посадку с убранными шасси на подобранную с воздуха площадку. Но при приземлении самолет взорвался с полным разрушением конструкции. Члены экипажа были выброшены от места взрыва на 180 м и погибли. Детали самолета и части упаковки груза обнаружены разбросанными по полю на площади 300х250 м в направлении приземления самолета. По найденным остановившимся наручным часам было установлено время катастрофы – 16:20.

-3

Место падения Ли-2: Удмуртская АССР, 1,5 км северо-западнее Грахово.

Комиссия по расследованию лётного происшествия установила, что самолёт выполнял перевозку азотнокислого цинка общим весом 2.250 кг, находившегося в 150 стеклянных бутылях, упакованных в корзины с древесной стружкой. Корзины были размещены вдоль бортов. Не были приняты необходимые меры предосторожности во время самой погрузки и его размещения на борту. Груз не был закреплён от смещения. Экипаж о перевозке опасного груза со стороны отдела перевозок предупрежден не был.

При транспортировке отдельные бутыли с азотнокислым цинком были разбиты. Вещество попало на короба отопительной системы, идущие вдоль правого и левого бортов. В процессе полета была включена отопительная система. Короба при этом нагрелись до высокой температуры. Вещество стало разлагаться. При химической реакции получился сильный окислитель, который при взаимодействии с органическими веществами дал взрывчатые смеси и воспламенение. При взаимодействии с обшивкой коробки и фюзеляжем произошло воспламенение, в результате чего в кабине начался пожар. Пожар подтверждается обнаружением на отопительных коробах расплавленной и разложившейся массы азотнокислого цинка и прогара коробов отопительной системы. Комиссией также обнаружено #горение стружки и самих корзин упаковки. Экспериментальным путем установлено, что обсыпанная азотнокислым цинком древесная стружка из упаковки бутылей самовоспламеняется при t = +80°С. Также не исключается, что #самовоспламенение стружки могло произойти из-за ее обдува горячим воздухом из системы отопления.

В ходе полета очаг пожара распространился по всему фюзеляжу, кабине, туалету и хвостовому оперению. В момент приземления при ударе о землю произошло торможение, в результате чего все бутыли переместились вперед и разбились, произошёл сильный взрыв ввиду интенсивного выделения окиси азота, кислорода и паров бензина от разрушенной бензосистемы.

Виноват отправитель – Сталинский государственный союзный завод химреактивов, который нарушил правила перевозки опасных грузов, не предупредив отдел перевозок о характере груза.

P . S . в перечне опасных грузов аэрофлота азотнокислый цинк не значился.

Много позднее:

Летом 1972 года осуществлялась погрузка багажа пассажиров на самолёт Ту-134, выполнявшего #рейс из Мурманска. Грузчики грубо бросили один из чемоданов. Чемодан загорелся. Открытые люк, дверь в багажный отсек и входная дверь самолёта обеспечили сквозняк. Пламя моментально распространилось по всему салону. Самолет полностью сгорел. (В чемодане находилось вещество, используемое на подводных лодках. От удара оно воспламенилось).

Весной 1973 года при заходе на посадку в #аэропорт города Читы потерпел катастрофу Ту-104А. Погиб 81 человек. Самолёт выполнил снижение с высоты 9.000 метров и занял 6.600 метров. Произошёл взрыв в воздухе. На борту был #тротил весом 6 кг. По данным судебно-медицинской экспертизы, смерть одного из пассажиров произошла от пулевого ранения и воздействия взрывного устройства. Выстрел в этого пассажира произвёл из пистолета сопровождающий службы безопасности (милиционер).

  • Статью комментирует Владимир Катомин. За плечами пилота много освоенных типов пассажирских и транспортных самолётов, полёты над территориями других стран. Командировка в Африку. Владимир Катомин – ветеран гражданской авиации России. Мнение В. Катомина о катастрофах в настоящей статье интересно.

"Груз был срочный, грузчики, выполнявшие погрузку на борт, не были аккуратными. Тогда, вероятно, и получился «бой тары». Вообще, пожар в воздухе – самая опасная ситуация. Самолёт горит за считанные минуты. В те годы #экипаж к такому развитию ситуации не был готов. Одна цель – как можно быстрее выполнить посадку и покинуть #самолёт ."

читайте в цикле публикаций

Забытые катастрофы Урала

автор Юрий Мамонтов

Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.
Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.

иллюстрации предоставлены автором

Автор благодарит за оказанную помощь, предоставленные уникальные фотографии музей Университета Гражданской авиации в Санкт-Петербурге, историка-исследователя, консультанта музея Геннадия Федоровича Петрова.

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях