Большое значение в пении имеют дикционные и артикуляционные навыки. Чёткость дикции влияет на силу звука и его полётность, артикуляция - на объём и ровность звучания.
Согласные звуки, кроме сонорных, слышны на большие расстояния только благодаря гласным, следующим до или после. Гласные же звуки обретают чёткость и близость благодаря соседствующим согласным. Поэтому дикционные и артикуляционные навыки неотделимы друг от друга при пении, так же как и во время речи.
Для развития дикционных навыков, помимо вокальных упражнений, целесообразно применять скороговорки, так же слоговые упражнения. Начинать следует с упражнений с сонорными согласными, потом переходить к упражнениям, содержащим звонкие согласные, затем выполнять упражнениям с глухими согласными. Приведу примеры упражнений:
- Ма - мэ - ми - мо - му
- Ба - бэ - би - бо - бу
- Фа - фэ - фи - фо -фу и т.д., меняя последовательность гласных в слогах с одним согласным несколько раз, затем переходя к следующему согласному.
Самые популярные скороговорки для развития дикции:
- Барашеньки-крутороженьки по лесам ходят, по полям бродят, в скрипочку играют, Ваню потешают.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
И так далее.
Во время проговаривания упражнений каждый согласный следует произносить утрированно, а каждый гласный формировать на зевке, но не смазанно, чтобы текст был чётким, а звук объёмным и полётным. Все ощущения от выполнения речевых упражнений следует переносить в вокальные.
А вот два вокальных упражнения на артикуляцию:
Ещё одно упражнение для артикуляции
Спасибо, что прочитали статью! Если у Вас возникли какие-то вопросы, напишите их в комментариях, я обязательно отвечу!