Найти тему
Авиация и космос

Космические корабли "Crew Dragon" - США против "Орел" - Россия. Кто круче?

Всем доброго дня, друзья!

Сегодня постараемся сравнить новые пилотируемые космические корабли от двух главных конкурирующих в космосе стран России и США.

Это новенький "Dragon 2" от американской компании "SpaceX" Илона Маска, уже совершивший несколько пилотируемых полетов к МКС и еще создаваемый в РКК "Энергия" корабль "Орел", который должен прийти на смену старым, но очень надежным кораблям серии "Союз", созданным в СССР еще в 70-х годах прошлого века. Ниже приведу фотографии всех кораблей.

Если кто из читателей не знает, то ситуация в пилотируемых космических полетах в последние пару лет существенно меняется.

До недавнего времени только Россия могла доставлять космонавтов на МКС на кораблях серии "Союз".

Корабль серии "СОЮЗ", разработанный в СССР в 70-е годы прошлого века в Советском Союзе под руководством руководством С.П. Королёва. До недавнего времени единственный в мире корабль, доставлявший космонавтов на МКС.
Корабль серии "СОЮЗ", разработанный в СССР в 70-е годы прошлого века в Советском Союзе под руководством руководством С.П. Королёва. До недавнего времени единственный в мире корабль, доставлявший космонавтов на МКС.

Это произошло после того, как США в 2011 году отказались от своей программы «Спейс шаттл», в рамках которой астронавты НАСА летали в космос на космических челноках. Среди причин отказа основными являются: дороговизна как самой программы, так и вывода 1 кг. полезной нагрузки на околоземную орбиту с использованием челноков, отсутствие систем автоматического спасения астронавтов в случае нештатных ситуаций (две катастрофы с гибелью 14 астронавтов: Катастрофа шаттла «Челленджер» и шаттла «Колумбия» в 1986 год и в 2003 годах) и пр.

Таким образом, после закрытия программы «Спейс шаттл» Россия вплоть до 2020 года являлась монополистом на рынке доставки экипажей на МКС.

Американцы, не имея своих средств доставки, были вынуждены покупать места на "Союзах" у России. Естественно мы этим активно пользовались и цена за доставку существенно увеличивалась из года в год.

Так, например в 2006 году цена доставки на МКС астронавта США на российском "Союзе" составляла $21,3 млн, а в 2020-м - уже $86 млн.

При этом цена ощутимо подскочила именно после 2011 года, когда США прекратили собственную программу «Спейс шаттл» и российские «Союзы» остались единственным средством доставки.

Естественно, все эти годы, штаты вели работы по разработке собственных средств доставки астронавтов на МКС, и несмотря на многочисленные трудности и переносы сроков разработки, достигли успеха.

В США активно разрабатывали два основных пилотируемых корабля - это "Starliner" от компании "Boeing" и "Dragon" от компании "SpaceX".

Обе программы стартовали в 2014 году, и компания "SpaceX" оказалась первой в этой гонке, сумевшей с нуля за 5 лет разработать и успешно запустить в тестовом беспилотном режиме свой корабль "Dragon" на орбиту. Полет состоялся 2 марта 2019 года. А 30 мая 2020 года состоялось по истине историческое событие для американской космонавтики. Частная компания Илона Маска разработала, успешно испытала и осуществила запуск и успешную стыковку с МКС своего космического корабля "Dragon" с экипажем на борту.

Корабль "Dragon 2" с экипажем на борту впервые причаливает к МКС.
Корабль "Dragon 2" с экипажем на борту впервые причаливает к МКС.

НАСА уже заключило с компанией "SpaceX" контракт на доставку своих экипажей на МКС на кораблях "Dragon", а Россия, к сожалению, утратила свою монополию на запуски экипажа на МКС, а также постоянный и существенный доход от покупаемых США мест на российских "Союзах".

Ну а что же Россия в это время?

Тут бы порадоваться и сказать: "Россия не тратила время зря, все получаемые от США за места на "Союзах" деньги пустила на разработку нового корабля, который эффективнее, дешевле, и т.д. и .т.п. не только старых "Союзов", но их пресловутого американского "Dragon".

Но к сожалению это не так. Что же, давайте разбираться.

Программа создания пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) стартовала в России еще в 2009 году. Его предназначение — доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. При необходимости облегченный корабль можно будет использовать для полетов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа «Орла» п составит 4 человека. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до одного года.

После этого программа создания корабля претерпевала существенные изменения как по своему названию: сначала корабль назывался "ПТК НП", затем "Федерация", потом "Орел", так и по срокам создания: сначала первый полет заявлялся на 2017 год, потом Роскосмос называл 2021 год, потом программу сдвинули на 1 год, затем еще на 1 год, сейчас называется 2024 год. И это только первый тестовый автоматический беспилотный полет.

А с экипажем корабль планируется запустить аж в 2025 году. Боюсь предположить, что до этого времени может произойти. Остается рассчитывать на то, что переносов сроков больше не будет, и в 2025 году действительно состоится пилотируемый полет нового корабля "Орел" с экипажем российских космонавтов на борту к МКС.

Макет нового корабля "Орел", разрабатываемого в России.
Макет нового корабля "Орел", разрабатываемого в России.

Чехарда происходит и с ракетой-носителем для корабля "Орел". Изначально планировалось, что запускать "Орел" будут с помощью тяжелой ракеты-носителе "Русь-М", но в 2011 году проект закрыли. Также звучали предложения провести испытания корабля на РН «Зенит».

В дальнейшем было принято решение использовать перспективный создаваемый ракетоноситель "Союз-5", он же "Иртыш". Затем снова все переигралось, и глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что для запуска "Орла" будет использоваться ракета-носитель «Ангара-А5П».

Будет надеяться, что корабль все же будет создан в заявленные сроки и придет на смену уже давно морально и технологически устаревших "Союзов".

Итак, перейдем к сравнению характеристик обоих кораблей. Ниже представлен слайд, на котором цветом выделены основные преимущества и слабые стороны обоих кораблей, которые мы и разберем.

ТТХ сравниваемых пилотируемых космических кораблей.
ТТХ сравниваемых пилотируемых космических кораблей.

Итак, что мы видим в результате сравнения:

1. Сравнение по количеству членов экипажа.

Здесь полное равенство, оба корабля могут перевозить по 4 чел. экипажа.

Счет: "Орел"-"Dragon" (1:1).

2. Многоразовость использования.

Здесь тоже равенство. Оба корабля допускают многоразовое использование. Причем американский "Дракон" уже запускается повторно, а российский "Орел" пока только заявляется в качестве многоразового.

Счет: "Орел"-"Dragon" (2:2).

3. Многозадачность.

Здесь явно в лидерах российский "Орел". По заявлениям Роскосмоса, корабль будет использоваться не только для полетов на МКС, но и для дальних путешествий, в т.ч. на Луну и даже к Марсу. В то время как американский "Dragon" пока может путешествовать только на низкую околоземную орбиту, к МКС.

Счет: "Орел"-"Dragon" (3:2).

4. Стартовая масса.

Здесь американец явно выигрывает, поскольку он на 2,2 т. легче конкурента. А это естественно сказывается на объеме вывозимой полезной нагрузки на орбиту на каждом корабле. Т.е. при условии гипотетического использования одинаковой ракеты-носителя для обоих кораблей, американский корабль может взять еще и дополнительный груз на 2,2 т. Также при одинаковых условиях запуска и использовании одинаковых средств выведения, стоимость запуска российского "Орла" сильно вырастет, ведь в среднем запуск на низкую околоземную орбиту 1 кг. полезной нагрузки стоит около 3 000 - 3 500 USD. Простая арифметика показывает, что при прочих равных запустить к МКС корабль "Орел" дороже корабля "Dragon" как минимум на 6,6 млн. USD .

Счет: "Орел"-"Dragon" (3:3).

5. Продолжительность полета в составе станции.

По данной характеристике снова "Dragon" впереди, поскольку может находиться в космосе пристыкованным к МКС до 2-х лет, а "Орел" всего 1 год.

Счет: "Орел"-"Dragon" (3:4).

6. Продолжительность автономного полета.

В данном случае побеждает "Орел" за явным преимуществом. Он может находится в автономном полете до 30 суток, в то время как "Dragon" всего 1 неделю. Поскольку "Орел" планируется использовать для полетов к Луне, а в перспективе, доработанную версию даже запускать к Марсу, то становится понятна такая разница.

Счет: "Орел"-"Dragon" (4:4).

7. Год первого пилотируемого полета.

Последняя и пожалуй самая главная характеристика, дата первого запуска корабля на орбиту с экипажем на борту, и здесь с очень большим отрывом побеждает американский "Дракон", уже слетавший несколько раз на орбиту и успешно возвратившийся обратно на землю. Российский же корабль даже не бывал на орбите в беспилотном тестовом режиме, а его пилотируемый полет к МКС планируется только в 2025 году. Учитывая, что переносов первого запуска "Орла" уже было несколько, неизвестно насколько 2025 год реалистичная дата.

Итоговый счет: "Орел"-"Dragon" (4:5).

Итак, побеждает корабль "Dragon" с минимальным отрывом.

Как всегда в конце рубрики приведу несколько фотографий внешнего вид обоих кораблей.

Космический корабль "Dragon" с РН "Falcon 9" готовится к пуску на МКС.
Космический корабль "Dragon" с РН "Falcon 9" готовится к пуску на МКС.
Илон Маска, глава "Space X" рядом со своим детищем - космическим кораблем "Dragon".
Илон Маска, глава "Space X" рядом со своим детищем - космическим кораблем "Dragon".
Корабль "Dragon" причаливает к МКС.
Корабль "Dragon" причаливает к МКС.
Интерьер корабля "Dragon".
Интерьер корабля "Dragon".
Корабль "Dragon" с астронавтами на борту.
Корабль "Dragon" с астронавтами на борту.
Корабль "Dragon" с астронавтами на борту.
Корабль "Dragon" с астронавтами на борту.
Макет корабля "Орел".
Макет корабля "Орел".
Макет корабля "Орел" во время испытаний.
Макет корабля "Орел" во время испытаний.
Интерьер корабля "Орел"
Интерьер корабля "Орел"
Интерьер корабля "Орел"
Интерьер корабля "Орел"

Друзья, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, буду рад вашим лайкам. Постараюсь выпускать еще материалы по теме космоса для вас.