Проблемы воспитания и образования – извечные темы, надоевшие большинству до оскомины. В литературе по данному вопросу нет недостатка. Особенно в публикациях, посвященных сильной половине человечества. Однако, как метко было замечено американской исследовательницей Ф. Сток, долгое время «женский пол для ученых, по-видимому, не существовал». Действительно, второстепенная роль женщины в общественной жизни на протяжении многих столетий явно сказалась и на количестве произведений, написанных для юных девиц в заботе об их умственном и нравственном развитии. «В обществе, где господствовали мужчины, женское образование определялось ими же», – с вызовом утверждает Ф. Сток. И с этим высказыванием невозможно не согласиться, вспомнив, сколь малым разнообразием отличалось дамское домашнее обучение и как долго для девушек были недоступны высшие учебные заведения.
«Одним из первых в защиту женщин выступил Платон. Свою теорию "платонической любви" он посвятил именно женщине, "мудрой в чувствах, как и во многом другом". В труде "Республика" он утверждал, что женщины должны принимать участие в управлении государством наравне с мужчинами. […] Однако лучший ученик Платона – Аристотель уже выражал общераспространенное мнение о том, что мужчина должен управлять, а женщина подчиняться. И потому о равном образовании полов не может быть и речи». (Т. Л. Лабутина)
Долго-долго и в Древнем мире, и в средневековой Европе большинство правителей, да и ученых мужей находили естественным по-разному относиться к вопросу воспитания и просвещения мальчиков и девочек. Так, традиционная надпись на римских надгробиях над могилами женщин гласит: «Сидела дома, пряла шерсть». Но с течением времени, несколько веков спустя, ситуация мало изменилась. Известно, что король Яков I Стюарт (1566–1625) считал излишним давать женщине образование, ведь это «все равно что обучать лисиц хитрости и изворотливости». А когда наставник его старшей дочери Елизаветы доложил ему об успехах принцессы в изучении латыни, греческого и древнееврейского языков, он только скептически поинтересовался: научилась ли она прясть пряжу?!
«Интерес западных ученых к женскому образованию активизировался в связи с возникновением в мировой науке в 70-е годы XX столетия направления, занимающегося изучением "истории женщины", или гендерными исследованиями. Первые работы появились в США, а затем в странах Европы». (Т. Л. Лабутина )
Сегодня интерес к этой теме обострился не только у западных, но и у отечественных ученых. Книга Татьяны Лабутиной с говорящим названием «Мир английской леди. Воспитание, образование, семья. XVII – начало XVIII века» не исключение. В своем произведении автор – доктор исторических наук, специалист по английской истории и культуре Просвещения – в увлекательной форме исследует всё те же проблемы формирования и развития системы обучения слабого пола. В повествовании отдается предпочтение периоду правления династии Стюартов с 1603 по 1714 годы. Основное внимание писательницы занимает рассказ об английских аристократках: какое давали им воспитание, какие требования предъявляли к их поведению в свете, как подобало им вести себя в браке, чего необходимо было избегать, к чему стремиться.
Т. Л. Лабутина скрупулезно анализирует литературу по «женскому вопросу». Из ее труда можно почерпнуть достаточно сведений о дамских благотворительных и грамматических школах; о сторонниках и противниках женской образованности, о формах, методах и программах обучения аристократок из королевских семей и девушек-простолюдинок; о зарождении феминизма в Англии и о взглядах феминисток на брак; о «золотом веке» эрудированных англичанок и о восприятии британской культуры в России в правление Петра I и Екатерины II. В конце книги размещены сочинения маркиза Галифакса, Д. Дефо и «Письмо к очень юной леди по поводу ее замужества» Джонатана Свифта.
Послание Д. Свифта, впервые опубликованное в 1727 году, было адресовано леди Бетти Мур, младшей дочери графа Генри Дрогхедса, по случаю ее бракосочетания с мистером Георгом Рошфортом. Рассуждения выдающегося философа и одновременно англиканского священника, да еще и писателя-сатирика, невозможно обойти своим вниманием. Юной леди он дает массу бесценных сентенций. Например, он пишет:
«Вы должны научиться ценить и уважать своего мужа за достоинства, которыми он действительно обладает, не изобретая тех, коих он лишен. Хотя нередко это считается признаком любви, однако на самом деле это лицемерие и вранье. […] Думаю, пример одной знакомой дамы предостережет Вас от заблуждений. Она вышла замуж за добродетельного человека, с которым несчастлива по той причине, что хвалит те достоинства, которыми он не отличается на деле».
Далее выдающийся просветитель сетует на то, какими мелкими интересами живут молодые аристократки и как на их фоне выигрышно выделяются пожилые мудрые матроны:
«Девушкам ничего не мило, кроме как проводить послеобеденное время нанося бесконечные визиты тем, кто их не жаждет принять, а вечера – за картами, остальную же часть дня – в сплине и зависти или пустых мечтах. […] Однако я знаю некоторых леди, которым далеко за шестьдесят лет и нанести визиты которым стремятся самые благородные люди двора и города лишь затем, чтобы насладиться общением с ними».
Читая книгу Т. Лабутиной и произведения как Д. Свифта, так и других английских просветителей, задумываешься: кого в большей степени благодарить, кого возносить на пьедестал за нынешний уровень женской просвещенности? То ли милых джентльменов, которым было скучно жить с глупыми супругами и хотелось разговоры умные поразговаривать дома; то ли феминисток, не желающих поддерживать огонь в семейном очаге; то ли «истинных» леди, способных без отрыва от плиты и коляски углубиться в изучение политической обстановки в мире? Универсального, верного для всех ответа, скорее всего, нет. И единственное, с чем согласятся многие: чтение поможет найти истину – «это единственное, что развивает интеллект, который в сочетании с осторожностью никогда не подведет. Неудачный выбор книг губительно действует на образованных леди» и не только на них…