Чем хорош «Клан Сопрано»
История про обратную сторону жизни босса мафии: ему нужна психотерапия, дети выбились из рук, а мать (возможно) пыталась его убить за то, что он отправил ее в дом престарелых.
В сериале аутентичный актерский состав: звезды других гангстерских кино (из «Славных парней», второго «Крестного отца» и «Пути Карлито»), настоящий бандит из нью-йоркской мафии, который отсидел пару лет в тюрьме (персонаж Поли) и главная находка — Джеймс Гандольфини (Тони Сопрано).
Это мог быть фильм, но хорошо, что получился сериал
Создатель сериала, Дэвид Чейз, не питал надежд, что какой-нибудь телеканал даст денег на полноценный сезон такой истории. Он рассчитывал сделать пилот, а потом поискать еще немного финансирования — и вот готово нишевое кино про несчастного гангстера.
Большая удача, что идею удалось пристроить на телевидение — добро дал HBO, который менял подход к своему зрителю. Боссы кабельного канала пришли к выводу, что их взрослый, платежеспособный зритель устал от того, что его считают за дурачка, и хочет более глубоких, нестандартных историй. В то время эфирные каналы целили свои проекты на максимально широкий охват и делали их стерильными и безобидными — чтобы могли угодить любой аудитории.
Он повлиял на индустрию
Момент, когда стало ясно, что шоу изменит правила игры — пятая серия первого сезона. По сюжету, Тони Сопрано помогает дочери выбрать колледж для поступления; во время визита в один их них, он обнаруживает стукача, который скрывался по программе защиты свидетелей. В финале серии Тони действует очень жестоко — собственными руками убивает осведомителя. У зрителя совсем не осталось сомнений — он определенно антигерой.
Серия очень впечатлила сценариста Мэттью Уайнера. Его возьмут в команду авторов через несколько лет — создателя «Сопрано» очень впечатлил сценарий Мэттью, который никто не брал в работу. Это был сериал про рекламщиков из 60-х, мы знаем его как «Безумцы». Проект был заряжен на успех: буквально половина съемочной группы перекочевала к ним после окончания работы над финальным сезоном «Клана Сопрано».
Еще над сериалом работал создатель «Подпольной империи» и автор сценария «Волка с Уолл-стрит» — Теренс Уинтер. За «Сопрано» он получит три премии «Эмми».
Самое главное: создатели не пытались угадить зрителю
Сериал изначально был не таким как все. Дэвиду Чейзу отказывали в создании, потому что «зритель не поймет». Но сериал и не хотел потакать аудитории — такие принципы сохранились до самого конца.
Показательный момент: в одной из серий третьего сезона Крис и Поли намеревались застрелить в лесу русского бандита, но он сбегает. В пятом и шестом сезонах авторы предлагали Дэвиду Чейзу вернуть персонажа, чтобы прояснить что с ним стало. Дэвид уже почти согласился, но когда услышал, что «это понравится зрителю», наотрез отказался это делать. Судьба русского бандита так и осталось неизвестной.
Вершина такого подхода — резонансный финал (внимание — спойлер!)
Прежде чем создать «Клан Сопрано», его создатель на протяжении 30 лет шел на компромиссы с продюсерами и зрителями; наконец, ему было позволено делать все что он хочет. Финальный штрих — безмолвный финал. Просто в один момент экран становится черным и затем начинаются титры. Когда это показали, многие зрители решили, что у них сломался телевизор.
Телеканал получал много гневных писем по поводу неоднозначного финала, но Дэвид Чейз решил закончить историю как он хотел.