Ночь с 16-го на 17-е июля 1918 г. можно считать последней точкой в истории русской монархии. Именно тогда произошло убийство семьи последнего императора Николая II , его семьи и круга к ним приближённых.
В свой последний день, 16 июля (по новому стилю), Романовы встали в 9 утра. Как всегда, собрались в комнате отца и матери и вместе читали молитвы.
В 9 утра пришел комендант Юровский. В 10 семья пила чай, а комендант обходил комнаты.
Как обычно, отвели час для прогулки. Царь и великие княжны гуляли – по полчаса утром и до обеда. Алексей и Александра Фёдоровна остались в доме.
Из «Записки» Юровского:
«16 июля пришла та телеграмма из Перми на условном языке, содержащая приказ об истреблении Романовых. В 6 часов вечера Филипп Голощекин предписал привести приказ в исполнение».
В Доме особого назначения в журнале караула была, как и на протяжении многих предыдущих дней, сделана запись: «Все обычно».
Вторник 16 июля начался для Романовых без особых происшествий, но охрана уже совершала последние приготовления к казни: собрала оружие, необходимое для осуществления задачи, а также заказала в хозяйстве местного женского монастыря 50 яиц, чтобы набраться сил.
В этот день одна из прачек наблюдала, как 17-летняя Анастасия тайком показала язык командиру расстрельной команды Якову Юровскому.
Нет никаких свидетельств о том, что дети знали об ожидавшей их судьбе, но двое из охранников занервничали и заявили, что в девушек стрелять не будут. Этих охранников отослали.
В 3 часа дня семья в последний раз прогулялась по запущенному саду. В 7 часов вечера Юровский отдал Медведеву приказание отобрать револьверы у всех русских караульных. Когда оружие принесли, Юровский открыл Медведеву проект избиения, запретив ему до 11 часов вечера говорить о нем русским. В этот час он должен был предупредить наружных часовых, дабы избегнуть «недоразумения».
Юровский договорился с двумя рабочими чугунно-плавильного Верх-Исетского завода, Вагановым и Ермаковым. Последний был заводским военным комиссаром. За обоими значилось весьма тяжелое судебное прошлое. Они добровольно несли обязанности палачей Чрезвычайки.
Убийцы приняли чрезвычайные меры к тому, чтобы преступление никогда не всплыло наружу. В этом случае, как и во многих других, они побили мировой рекорд, и история не знает таких мастеров обмана.
Вот перечисление принятых «предосторожностей»:
- Ложное официальное оповещение.
- Уничтожение тел.
- Ложное погребение.
- Ложный судебный процесс.
- Ложный следственный комитет.
Всё это время комиссары продолжали выставлять вокруг дома Ипатьева наружный караул, дабы городские жители ничего не подозревали.
Когда следы расстрела замели, опасные документы сожгли в Ипатьевском доме, а вещи, принадлежавшие семье, разграбили.
Населению Екатеринбурга, что «кровавый палач» Николай был казнен, объявили только 20 июля. Действительный глава города, Голощекин, оповестил об этом на митингах и объявлениями, расклеенными по городу.
Отношение общественности к событиям Ипатьевской ночи было неоднозначным и менялось в зависимости от изменения общественного строя и сознания граждан. Изначально: в момент становления молодого советского государства лица, производившие расстрел, считались борцами против монархизма и мирового капитала. В наши дни интерес к подробностям событий той июльской ночи возрос. Общественность уже достаточно негативно в большинстве своём оценивает содеянное палачами «Дома особого назначения».
А какую оценку событиям ипатьевской ночи можете дать вы? Делитесь в комментариях.
Материал составлен на основании источников: Радзинский Э. С; «Три смерти: Николай II »; «История России»; Бреннан З. «Убийство Романовых: кошмарные последние часы жизни династии».
Читайте также: как жила семья Николая II в условиях заключения.