Найти тему
Наука для всех

«Инфлатоплан»: Для чего Пентагону понадобились надувные самолёты и почему проект «сдулся»

В 1956 году компания «Goodyear», известная всему миру автомобильными шинами и дирижаблями, решила по-новому взглянуть на роль воздуха в авиастроении. Она разработала «инфлатоплан», что в буквальном переводе означает «надувной самолет». В сложенном состоянии он помещался в багажник универсала, и мог быть подготовлен к полету всего за пять минут. Концепция выглядела настолько многообещающе, что Пентагон начал подумывать об использовании этих летательных аппаратов.

Первые попытки создания надувных планеров и самолетов

Первый надувной самолет был создан в 1931 году. Американец Тейлор Макдэниел построил его, пытаясь доказать, что летательные аппараты способны относительно безопасно для пилота падать на землю. Его планер почти полностью был выполнен из резины, и действительно не разрушался даже при сильном ударе о поверхность. Макдэниэл искренне верил, что за надувными самолетами будущее, однако у него закончились деньги, и он не смог довести свою концепцию до ума.

Джо Берглинг за штурвалом надувного планера Тэйлора Макдэниэла
Джо Берглинг за штурвалом надувного планера Тэйлора Макдэниэла

Приблизительно в то же самое время эксперименты с накачиваемыми воздухом ЛА проводились в Советском Союзе, но здесь планировалось использовать их для доставки грузов в отдаленные точки огромного государства. Предполагалось, что обычный самолет будет брать на буксир небольшую группу надувных планеров, и тянуть их в том или ином направлении.

При подлете к заданным точкам местности пилоты безмоторных летательных аппаратов должны были отцепиться от «тягача», после чего приземлиться в пункте назначения. Советские авиастроители считали, что это позволит снизить стоимость доставки грузов по воздуху. Каких результатов удалось достичь в этом случае, достоверно неизвестно. Понятно только, что проект не был доведен до конца.

Надувной планер, разработанный советским конструктором Павлом Игнатьевичем Гроховским
Надувной планер, разработанный советским конструктором Павлом Игнатьевичем Гроховским

Спустя два десятилетия экспериментировать с надувными ЛА начали англичане. Они изобрели самолет-разведчик, который в сдутом состоянии помещался в подводную лодку или в танк. Здесь дело было доведено до строительства рабочих образцов. Они демонстрировались на различных авиашоу и заслужили прозвище «летающих матрасов». До серийного производства, впрочем, дело так и не дошло.

Американский надувной самолет «инфлатоплан»

Все описанные модели имели неустранимый врожденный порок: резиновый фюзеляж делал любой самолет очень медленным и структурно непрочным. В авиастроении требовался гораздо более надежный и гибкий материал, и инженерам компании «Goodyear» удалось создать его.

Конструкторы зажали слой резины между двумя полосами ткани, покрыли промежуточный «бутерброд» неопреном, и получили композит, который назвали «Airmat». При надувании он дополнительно скреплялся стяжными нейлоновыми нитями, благодаря чему стал одним из самых прочных материалов на единицу веса, когда-либо применявшихся в авиации. Теперь инженеры «Goodyear» могли задуматься о создании летательного аппарата, который был бы больше похож на настоящий самолет, чем на воздушный шар.

В пятидесятых годах прошлого века компания разработала целую линейку инфлатопланов, постепенно увеличивая скорость и дальность их полета, а также улучшая маневренность. Одна из моделей была способна поднять в воздух сразу двух человек. Конструкторы надеялись, что эти самолеты помогут спасти немало жизней. Хотя бы потому, что у всех на слуху был печальный опыт войны в Корее, когда сотням американских летчиков пришлось приземляться на вражеской территории, покидая горящие истребители и бомбардировщики.

Кабина пилота инфлатоплана GA-468
Кабина пилота инфлатоплана GA-468

Многие выжили, но реальной надежды на спасение не было почти ни у кого из них. Эвакуировать удавалось не более 10% сбитых пилотов, так как поисково-спасательные работы тогда были чрезвычайно опасны. Летчики, согласно имевшимся инструкциям, должны были сначала укрыться от врага, а затем искать способы перехода линии фронта, однако имея в распоряжении инфлатоплан, они могли бы просто перелетать через неё.

Инфлатоплан весил около 100 килограмм. Чтобы приготовить его к полету, летчику нужно было всего лишь разложить крылья и закачать ручным насосом определенное количество воздуха. Оставшуюся часть работы мог взять на себя двигатель. «Airmat» надежно сохранял форму при давлении 0.5 килограмм на квадратный сантиметр, что даже меньше, чем в автомобильной шине. Это позволяло надуть летательное средство за пять минут.

Бак самолета вмещал 90 литров топлива. Их хватало, чтобы провести в воздухе 6 часов и пролететь 600 километров. По большинству сохранившихся свидетельств, инфлатоплан летал весьма неплохо. У него было легкое, предсказуемое управление.

Главной опасностью был огонь с земли, причем даже из обычного стрелкового оружия. К счастью, двигатель при необходимости постоянно подкачивал резиновый ЛА, поддерживая в нем давление. Это значило, что самолет был способен выдержать несколько пулевых попаданий. Разработка «Goodyear» мгновенно привлекла внимание общественности. СМИ стали оживленно обсуждать новинку.

Подготовка инфлатоплана к полету
Подготовка инфлатоплана к полету

У многих появилась надежда, что надувные самолеты будут доступны и обычным гражданам: туристам, охотникам, рыбакам, да и просто любителям полетать над широкими американскими просторами. Однако как только к оценке продукции шинного гиганта приступили военные, начались проблемы.

Почему проект закрыли

В 1959 году десять инфлатопланов были доставлены в испытательные подразделения ВМФ и Пентагона. В апреле летчик «Goodyear», участвовавший в «государственной приемке», слишком резко задрал нос летательного аппарата, и сложившееся крыло ударило по пропеллеру. Самолет быстро сдулся и рухнул на землю. К счастью, пилоту удалось спастись. Через два месяца погиб военный летчик. На этот раз заклинило трос управления, из-за чего у инфлатоплана снова сложилось крыло.

Аварии вызвали серьезные опасения относительно безопасности надувных ЛА, однако ещё до этого некоторые эксперты высказывали сомнения в жизнеспособности данной концепции.

Инфлатоплан GA-33
Инфлатоплан GA-33

Где-нибудь на равнине, в степи или пустыне ещё можно было найти сто метров открытой местности, необходимой для взлета. Но, допустим, в густых джунглях Вьетнама, война в которых в то время лишь маячила на горизонте, это было бы весьма проблематично. Военным также не нравилась идея пересечения линии фронта на медленном и низко летящем надувном аэроплане.

Один армейский генерал колко заметил по этому поводу: «Что хорошего в самолете, который можно сбить с помощью лука и стрел?».

Не последнюю роль в судьбе инфлатоплана сыграло также то, что к 1950-х годов значительно повысилась эффективность действий спасательных команд. Они перемещались на большие расстояния на вертолетах и использовали все более сложное оборудование для поиска сбитых пилотов.

Экспериментальный инфлатоплан GA-468, разработанный Goodyear Aircraft Company. Источник изображения: wikimedia.org
Экспериментальный инфлатоплан GA-468, разработанный Goodyear Aircraft Company. Источник изображения: wikimedia.org

Все это означало, что шансов продать свой надувной летательный аппарат Пентагону у «Goodyear» было крайне мало. Компания постепенно «выпустила воздух» из программы, которая ещё недавно казалась невероятно перспективной. Последний инфлатоплан был построен в 1962 году. Испытания продолжались ещё более десяти лет, но затем проект был окончательно закрыт.