Вам приходилось когда-нибудь, проходя мимо недавно отстроенного здания, ловить себя на мысли: боже, о чем только думал архитектор, который это проектировал?
Увы, далеко не все возводимые сегодня здания отвечают мировым трендам. Мы попросили архитектора Галину Смирнову рассказать нам о главных трендах современной урбанистики, об идеях, которыми увлечены современные архитекторы во всем мире, и о том, как эти идеи воплощаются в конкретных архитектурных проектах.
В целом, мы движемся в сторону все большей и большей человечности в архитектуре. Конечно, население планеты растет, и перед архитекторами часто стоят сугубо утилитарные задачи: расселить, обеспечить жильем, предоставить возможности для комфортного проживания (особенно это касается больших городов). Но мы уже не стремимся поразить масштабами, “догнать и перегнать”, сделать самый высокий, самый широкий, самый необычный проект.
Сегодня все чаще архитектор задумывается о том, как сделать пространство города уютным, естественным и дружественным для человека.
1. Внимание к общей атмосфере
Сегодня никому не интересно просто осваивать пространство, возводить новые стены и жилые площади. Горожане всего мира устали от безликих «муравейников»: трендовая архитектура требует создавать особую атмосферу места, производить впечатление, вызывать у человека определенные эмоции и ассоциации.
Начало этому тренду положили ведущие архитекторы мира — такие, как Заха Хадид, Жан Нувель, Даниэль Либескинд, Норман Фостер — 13-й архитектурной Биеннале в Венеции в 2012 году. Там впервые были представлены “архитектурные впечатления”, здания, призванные воздействовать на чувства людей. С тех пор во всем мире архитектура стремится уходить от хайтека и обращаться к эмоциям, впечатлениям людей, создавать для них среду, а не просто строить дома.
Это не значит, что функциональность пространств никого не интересует – нет, она всегда будет важна, но ее становится недостаточно. Внимание архитектора сфокусировано на том, что человек ощущает, оказавшись в том или ином месте, какие общие впечатления сообщает ему пространство.
Одно из доступных решений для больших городов – тематические кварталы. Жилой квартал рассматривается не просто как собрание домов и улиц, а как путешествие, как инсайт, как яркое впечатление. Дом как венецианский карнавал, квартал как римский дворик, как финская деревушка или, например, набережная европейского города.
В общем, вот уже десять лет современная урбанистика – это постоянный поиск новых ярких впечатлений и ассоциаций. Функциональность и комфорт остаются обязательными условиями, которые уже не «цепляют», а считаются необходимым условием для нового жилого квартала.
2. Единение с природой
Долгие годы города зажимали человека, нависали над ним, угнетали его, и вот теперь мы пытаемся, сохранив общие правила функционирования больших городов, вернуться «назад, к природе». Здесь можно пойти разными путями. Самый простой – создавать видимость. Например, использовать искусственные, дешевые материалы, но обрабатывать и раскрашивать их под природные фактуры. Так мы получаем псевдо-бревенчатые стены, псевдо-мраморную отделку… Честно говоря, лично меня такие решения не очень вдохновляют.
Мне больше по душе ситуация, когда архитекторы и дизайнеры стремятся вписать дома в имеющийся природный ландшафт, сделать в дизайне вежливый кивок в сторону климата и особенностей природной зоны, где возводится здание. Например, классное и честное решение – подобрать цвета фасадов естественных, нативных оттенков”.
Например, в северо-западной части России отлично смотрится палитра “Цвета северного леса”, созданные шведскими дизайнерами для новых корпусов жилого квартала “Янила”.
3. Минимализм
Кажется, все уже это знают: заниматься украшательством фасадов в 21 веке – дурной тон. Мелкие детали, витиеватая отделка – это не красота, а шум, дребезжание дизайна. Современная архитектура – это простота и четкость линий, пропорциональность, устойчивость, игра света и фактур.
Минимализм в 21 веке совсем не скучный. Скорее он устойчив, лаконичен, красив за счет тщательно продуманных форм и пропорций.
Минимализм — тренд не только в архитектуре, но и дизайне помещений. Сегодня важно, чтобы, придя домой, человек мог отдыхать, расслабляться, слушать себя, а для этого нужно, чтобы пространство не было перегружено деталями и ненужными, “парадными” элементами. Именно поэтому при отделке новых хороших жилых домов исользуют скандинавский стиль: он как хорошая форма, в которую можно “залить” любое содержание: настроение, привычки, интересы. В минималистичном дизайне хорошо смотрится и фамильный бабушкин трельяж, который вы не решились выбросить, и ультрасовременный коллаж на стене, и ящик с детскими игрушками. В этом основная сила минималистичных решений.
4. Больше света!
Свет – это один из ключевых элементов создания визуального образа, наряду с точкой и линией. Поэтому прогрессивные дизайнеры и архитекторы стремятся впустить в жилое помещение как можно больше света. В первую очередь – света дневного, для этого нужны большие окна и пространства, спроектированные так, чтобы каждый уголок дома хорошо освещался. Остаются в тренде открытые планировки, студии, лофты, где помещения и функциональные зоны плавно перетекают одна в другую вместе с солнечным светом.
“Обратите внимание! Под словом “студия” двадцать, тридцать, даже сто лет назад понимали в первую очередь небольшую комнату, упрощенное решение для тех, кому не по карману полноценная квартира. Стандарт студии сегодня — это просторное помещение, 30, 35 квадратных метров, хорошо освещенных, часто с двумя окнами. В этом случае студия — это уже не “недоквартира”, а современное и стильное пространство”.
Там, куда дневной свет «не достает», решение приходит за счет разумного планирования, лучше всего — на этапе первичной отделки. В хороших домах свет изначально проводится так, чтобы каждый уголок помещения мог быть освещен. Нормально, когда в одной комнате три, четыре, пять, шесть источников рассеянного света: это делает пространство богаче.
Еще один аспект этого тренда — огромное внимание уличному освещению в жилых кварталах. Это не только обязательная часть грамотного архитектурного проекта, но зачастую и его визитная карточка. Именно качество и продуманность освещения — один из признаков действительно прогрессивного жилого квартала. Архитекторы и дизайнеры стараются сделать так, чтобы пространство вокруг жилых корпусов было по-домашнему уютным и дружелюбным. Дизайн фонарей может повторять дизайн домашних плафонов и люстр: это помогает человеку чувствовать себя как дома, когда он еще только идет домой по тихой, светлой, безопасной вечерней улочке.
5. Развитие outdoor-пространства
Лет 10-15 назад мы часто могли видеть новые дома комфорт и бизнес-класса либо вообще без балконов, либо с очень условными, «номинальными» балконами, которые играли роль скорее элемента отделки фасада.
За последние три-четыре года архитекторы стали больше внимания уделять пространству под открытым небом. Террасы, веранды, внутренние дворы, палисадники – все это, во-первых, маст хэв, а во-вторых – обретает статус значимого пространства. Это место, где человек обращается к природе, не выходя из дома. Это мир растений, свежих ветров, природных материалов, типа ротанга и сезаля. Это пространство для медитации, обращения внутрь себя, восполнения жизненного ресурса за счет единения с природой. Поэтому дизайн балкона или застекленной террасы играет роль не меньшую, чем, например, дизайн и обустройство кухни или ванной комнаты.
Классное решение — небольшая, но глубокая лоджия или терраса. Это приближает outdoor-пространство к формату полноценной “комнаты на улице”.
6. Доступная среда
Инклюзивное пространство — это гораздо больше, чем просто пандусы в парадной. Это попытка сделать маршрут абсолютно любого человека, который живет в этом квартале или приезжает на несколько минут, комфортным. Золотой стандарт жилья сегодня — это бесшовная маршрутизация, путь от въезда в квартал и до собственной квартиры без лишних препятствий, острых углов, лестниц и порогов.
Эта задача практически не решаема, если речь идет о старых районах города, уже выстроенных и функционирующих кварталах. Зато при создании новых кварталов можно с самого начала заложить основы безопасной и доступной среды.
Минимум лестниц, плавные линии, современная разметка, выделенные велодорожки, а в финском квартале “Юттери”, что в Колпино, на пути от двора до квартиры вам не встретится ни одного порога: совершенно бесшовный путь.
Но доступная среда — это история, которая касается не только людей с ограниченными возможностями здоровья. Это история про каждого из нас. Доступная среда — это когда ребенок может без опаски выбежать из парадной во двор. Когда грузчик точно знает, что ему будет где встать и разгрузить заказ, он не будет мешать жителям дома (грузовые подъезды, отделенные от пешеходной зоны, это мой любимый компонент доступной среды).
На уровне ландшафтного дизайна доступная среда — это проектирование пешеходных и парковых зон со сглаженным и в то же время естественным рельефом. Чтобы мы шли, ощущая перепады рельефа, но не боясь при этом наступить в лужу или столкнуться с высокой лестницей, по которой придется куда-то подниматься.
Вместо послесловия
Каков он, город будущего? Куда движется современная урбанистика? По мнению Галины Смирновой, вектор намечен правильно, но путь предстоит долгий.
За последние лет двадцать не только в России, а и во многих городах мира градостроительные тренды были настолько далеки от того, что называется эргономикой и комфортным местом для жизни, что наши города еще не скоро станут действительно удобными и дружелюбными. Но мне приятно замечать, что в пригородах Москвы и Петербурга строятся новые жилые кварталы, созданные с позиции человечного, заботливого отношения к горожанам. Чаще всего авторы таких проектов — архитекторы из Европы: именно здесь в девяностые годы градостроителям удалось не слишком увлечься хай-теком и сохранить связь пространства с природой и человеком. Но я верю, что и российские архитектурные бюро со временем смогут принять и реализовать ценности, заложенные Фостером, Хадид и другими мастерами. которыми я восхищаюсь.