Продолжаем публикацию подборок, которые призваны немножко расширить ваш читательский кругозор.
Вообще монархия — не столь уж и плохой вариант общественного устройства (шведы с британцами не дадут соврать). Однако есть у него и уязвимость. Состоит она в том, что периодически к власти приходят люди не очень дееспособные, в том числе и по самым что ни есть психиатрическим причинам. А сменить их в рамках формата бывает не так уж и просто. Вот про такие случаи, наглядно описанные в художественной литературе, мы и поговорим.
«Легенда об Уленшпигеле», Шарль де Костер
Филип II Испанский — это и в реальной истории был достаточно жёсткий человек со странностями. Например, он считал, что несёт ответственность перед Богом за спасение буквально каждого своего подданного. Как следствие, именно при нем ультимативно жарко полыхали костры печально прославленной испанской Инквизиции. В общем, парень и в жизни-то не был подарком.
Однако, в знаменитой книге де Костера про борьбу фламандцев с иностранным влиянием данный монарх выведен полным чудовищем.
В детстве этот трусливый и жестокий человек сжёг заживо свою ручную обезьянку, а когда отец будущего короля Карл V хотел наказать явно выпирающего за рамки нормы мальчишку, то ему не дал это сделать архиепископ: в будущем принц явно не будет жалеть дров для еретиков, так что мешать столь рано раскрывшемуся таланту не стоит.
Позже этот персонаж, уже став королём, не пощадит ни родных, ни близких во имя абстрактно понимаемых ценностей. Филипп казнит сына, жену, придворных направо и налево, не испытывая по этому поводу ни угрызений совести, ни какого-то особого горя.
А ещё у него есть клавесин, который при нажатии клавиши причиняет боль одной из пары десятков кошек. Животные кричат, король радуется прекрасной музыке. В общем, жуть.
«Песнь льда и пламени» (+ сериал), Джордж Мартин
Писатель чрезвычайно любит этот троп, так что в своем магнум опус посвятил ему целых четырех персонажей (если считать один спойлер из сериала, к которому Мартин, очевидно, также приложил руку).
Эйрис II Безумный Король — хронологически первый из них. Начинал как весьма толковый монарх из династии Таргариенов, но с возрастом впал в паранойю и пироманию. Сжигал при помощи «дикого огня» всех неугодных. Под конец, когда развязанная им гражданская война уже была проиграна, пытался взорвать Королевскую Гавань. К счастью для населенного пункта один из телохранителей поехавшего короля оборвал его жизнь чуть раньше, из-за чего потом на всю жизнь получил оскорбительную стигму.
Джоффри I — биологический сын вышеупомянутого телохранителя. В отличие от Эйриса чудить стал прямо с момента воцарения, так что легко представить во что это могло вылиться, просиди он на Железном троне чуть-чуть дольше. Садист, трус, не самый далекий человек — комбинация для политика взрывоопасная. Очевидно, что парень зашел бы гораздо дальше расстрелянных садистской прихоти ради проституток.
Кстати, интересно что в сериале этого неприятного персонажа блестяще исполнил актер Джек Глисон, черты лица которого будто скопированы с сохранившихся изображений императора Калигулы.
Серсея Ланнистер — мама Джоффри и сестра его папы (вы всё поняли верно). После того, как женщина с помощью взрывчатки разобралась с кучей политических противников (плюс несколькими сотнями случайных жертв) и заодно потеряв своего последнего оставшегося ребёнка, она немного съехала с глузду. Иначе не получается объяснить её не самое рациональное поведение в войне с Дейенерис.
Четвертый безумный монарх из этой вселенной будет слишком спойлерным для тех, кто ещё не смотрел сериал, и поэтому мы про него писать не будем.
Рассказ «Сказка о короле Мурдасе», Станислав Лем
Это история из цикла «Сказки роботов». Монарх-робот с неблагозвучным именем Мурдас был пуглив от рождения (боялся сковозняков, привидений, воска), а более всего — политических заговоров. На этой почве он и, как водится у этого типа персонажей, казнил всю родню. А поскольку в отдаленном родстве с ним мог оказаться любой из сограждан, покоя с этого момента уже не было никому.
В какой-то момент он даже приказал намертво припаять себя к престолу. А позже он распространил свою личность на всю страну с помощью системы датацентров, являющихся своеобразными «расширителями личности» монарха. Этим он, надо сказать, буквально реализовал принцип короля Людовика XIV «Государство — это я».
Дело кончилось для Мурдаса плохо, поскольку созданная им конструкция оказалась слишком громоздкой. Когда в одной из её частей случился кошмарный сон про то, что якобы сбежавший дядя монарха возглавил заговор, то этот кошмар превратился в реальный заговор, о чем остальная часть личности даже не подозревала. В итоге Мурдас погиб от короткого замыкания и последовавшего пожара, поскольку слишком уж интенсивными стали в его необъятном мозге разнонаправленные параноидальные переживания.
«Сага о Форкосиганах», Лоис Буджол
Юрий (Ури) Форбарра — сын и наследник легендарного короля. Герой войны с цетами. Сразу же после воцарения начал с чрезвычайно крутых мер. Выбрасывал неугодных чиновников в окно тронного зала и «эскадронами смерти» перебил сначала прямых политических противников, а затем почти всех родственников (кроме Петра и его младшего сына Эйрела). Развязал кровопролитную гражданскую войну, по итогам которой был убит и частями выставлен в барраярских музеях в назидание.
Напишите в комментариях, какие еще книги с этим типом персонажей вы читали. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою ленту!