Разрушение русского космоса. Реформы Никона
Что же тогда произошло? Почему сгорел Аввакум, да и сотни других. Почему поднялись волны народных войн Разина, Болотникова, Пугачева? Неужели все это только из за количества пальцев ритуального жеста, из за лишней буквы в имени христианского божества, из за количества поклонов?
Алексей намеревался воссоединить русское православие с греческим православием Византийского толка. Аввакум же видел в попытках Никониана реформировать греческое православное влияние, препятствующее продолжению истинного православия из поколения в поколение.
Таким образом, реформы XVII века не были простыми или поверхностными, а представляли собой переворот всего, что Протопоп считал священным и святым,-абсолютное отступничество. Действительно, протоиерей Аввакум, который был сослан и заключен в Сибирь после того, как он отверг изменения Никона и царя Алексея в русском православии писал в своей автобиографии, что эти реформы привели к изменению даже личности самого Христа. Он воскликнул: “Верните нам нашего Христа!” Среди бесчисленных никонианских реформ самыми провокационными были четыре: написание имени Иисуса в богослужебных текстах, отказ от давно освященных икон, способ крестного знамения и обычай держать нестриженую бороду.
. Ибо , Писание и литургия – даже внешний вид слов и страниц – были продолжением Бога, отношений христиан с ним и проявлениями того, как они должны подражать Христу. Богослужебные тексты рассматривались как незапятнанный, чистый и очень буквальный путь к спасению. Поэтому любое изменение было также изменением самой истины. Никоновская реформа написания имени Христа была одним из важнейших вопросов, поскольку фигура Христа была – по самой своей сути – единственным средством спасения, и через это спасение-вечная жизнь. Русские отцы церкви на протяжении веков поддерживали написание как Icuc. Напротив, Никон предложил пересмотреть богослужебные тексты, заменив Icuc на Iicuc , и осуществление этого орфографического изменения было признано принципиально еретическим.
Интересно, что для прихожан xvi-xvii веков нормализация языка не была широко распространена, и разделение между церковным и разговорным русским языком, возможно, не было столь отчетливым, как сегодня, Тем не менее, Старовер считал имя Христа неизменным и особенно значимым, поскольку русские православные христиане XVII века считали себя последним оставшимся и окончательным бастионом истинного христианства после социального разложения византийского православия в xvi веке.
Как утверждал Аввакум, Никон и его сторонники планировали с дьяволом перепечатывать книги и фальсифицировать все, тексты, передаваемые прихожанам в течение 700 лет, были истиной, ключом к спасению и физическим воплощением их веры.
Значение, казалось бы, незначительного изменения в написании Иисуса выходило за рамки текста. И орфографическая, и изобразительная форма имели центральное значение для русских православных христиан xvii века, так как богослужение было одинаково направлено и на образ, и на имя .Таким образом, подобно священным текстам, иконы рассматривались как буквальная и активная часть религиозной практики и идентичности, и поскольку религия затопляла каждый аспект жизни, размещение и почитание икон не ограничивалось церквями. Вместо этого иконы были повсюду, на почетном месте в правом углу каждой гостиной, на углах улиц, над воротами, в гостиницах, на вокзалах и пароходах, в общественных зданиях и офисах.
Хотя современные зрители воспринимают иконы как форму искусства, допетровская концепция заключалась в том, что они на самом деле не были искусством вообще в современном смысле, вместо этого вся религиозная материальная культура, особенно иконы, были устройствами, чтобы сделать божественное проявленным в материале. На протяжении большей части христианской истории России и на протяжении всего периода после Раскола иконы почитались как телесные откровения святых и святых фигур. Иконы были не просто эстетически приятным изобразительным искусством, но отражением Истины, определенной Богом), динамическим намеком на духовный мир, феноменом, вечно постоянным образом божественного, которому можно учиться и подражать. Кроме того, в соответствии с этой традицией икон как божественного, сделанного видимым, допетровские иконописцы не считались художниками; все иконы рассматривались как святые и равные по значению. Вместо того чтобы судить об их стиле или красоте. Иконописцы были просто мастерами «доличниками», которые открывали или воссоздавали вечно существующий священный образ, и по этой причине ранние иконы не подписывались; фактически, никакой персонализации или инновации.
Реформа же Никона сломала весь привычный мир, разрушила русский космос.