Найти тему
Новости Обо Всём

Легендарные боевики со Сталлоне и Чаком Норрисом: вы задумывались, почему такие больше не делают?

Арнольд Шварценеггер, Стивен Сигал, Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне, Дольф Лундгрен, Жан-Клод Ван Дамм, Брюс Уиллис — эти имена знакомы всем, кто помнит девяностые. Зрелищные и жестокие перестрелки, драки, автомобильные погони, неимоверно брутальные герои с горой мышц — казалось, что хороший боевик и не может быть другим.

Но затем что-то изменилось. Герой Шварценеггера, с невозмутимым лицом косящий из пулемета сотни плохишей — персонаж, почти немыслимый в современном боевике. Как же менялся этот жанр начиная с 30-х годов и переживает ли он стагнацию сейчас? Об этом рассуждает Мария — автор дзен-канала «Black Maria Кино» .

Давайте сразу отметим важный момент, связанный с терминологией. В англоязычном мире понятия «боевик» нет — это довольно узкий российский термин. То, что мы называем боевиками, весь мир относит к более широкой категории экшенов — то есть фильмов, насыщенных действием, к которым относятся ленты о боевых искусствах, полицейские триллеры и прочее.

Как преступники и самураи подарили новый жанр кинематографу

Преступники появились на экранах одновременно с зарождением кинематографа. «Предками» современных боевиков были вестерны с Джоном Уэйном, фильмы о гангстерах и шпионские триллеры — например «Дилижанс» или «Человек со шрамом» 1932 года.

Кадр из фильма «Дилижанс», 1939
Кадр из фильма «Дилижанс», 1939

Кадр из фильма «Человек со шрамом», 1932
Кадр из фильма «Человек со шрамом», 1932

К 1960-м годам в фильмах появились новые киногерои — бунтари. Это были суровые, харизматичные, отказывающиеся подчиняться правилам мужчины в красивых автомобилях и с пистолетом в руке:

Пол Ньюман — «Хладнокровный Люк», 1967
Пол Ньюман — «Хладнокровный Люк», 1967

Шон Коннери  — «Доктор Ноу», 1962
Шон Коннери — «Доктор Ноу», 1962

 Стив Маккуин — «Детектив Буллит», 196
Стив Маккуин — «Детектив Буллит», 196

-6

Роберт Редфорд (слева) — «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», 1969

Клинт Иствуд — «За пригоршню долларов», 1964
Клинт Иствуд — «За пригоршню долларов», 1964

А в 1970-х годах к зрелищным погоням и перестрелкам, свойственным западному кинематографу, присоединились восточные боевые искусства. Из этой смеси и зародился жанр, который мы называем боевиком.

В 1970-х годах весь мир уже восхищался азиатскими боевиками   Брюс Ли, кадр из фильма «Выход дракона», 1973
В 1970-х годах весь мир уже восхищался азиатскими боевиками Брюс Ли, кадр из фильма «Выход дракона», 1973

 Джеки Чан, кадр из фильма «Пьяный мастер», 1978
Джеки Чан, кадр из фильма «Пьяный мастер», 1978

От голых торсов к мистике и тайнам — эволюция жанра

С началом 1980-х в Голливуде настала эпоха голых торсов, крутых боевиков и настоящих спортсменов. Герои ослепляли и влюбляли в себя зрителей благодаря удивительным физическим способностям, красивому телу и мастерскому владению боевыми искусствами. Они были не просто актерами, играющими крутых парней, — они реально были круты. Помните их?

Сильвестр Сталлоне — кадр из фильма «Рэмбо: Первая кровь», 1982
Сильвестр Сталлоне — кадр из фильма «Рэмбо: Первая кровь», 1982

Арнольд Шварценеггер — кадр из фильма «Коммандос», 1985
Арнольд Шварценеггер — кадр из фильма «Коммандос», 1985

Жан-Клод Ван Дамм — кадр из фильма «Кровавый спорт», 1988
Жан-Клод Ван Дамм — кадр из фильма «Кровавый спорт», 1988

Чак Норрис — кадр из фильма «Отряд Дельта», 1986
Чак Норрис — кадр из фильма «Отряд Дельта», 1986

В России увлечение боевиками было сильно как нигде. В 90-е жизнь россиян часто напоминала сюжеты таких фильмов, и народу был близок дух борьбы. Российские кинематографисты подхватили эстафету и добили зрителей, сняв «Брат» (1997) — аутентичный и культовый фильм. Боевики наводнили пиратский рынок видеокассет, предлагая истории с криминальными разборками, приключениями, взрывами и беспрерывным экшеном.

Кадр из фильма «Брат»
Кадр из фильма «Брат»

Но уже во второй половине 1980-х сюжеты и персонажи классических боевиков существенно трансформируются. Бескомпромиссные «люди из стали» начали уступать место обычным людям.

  • «Крепкий орешек» 1988 г. с Брюсом Уиллисом — успешный пример боевика, героем которого стал обычный человек.
  • «Терминатор» 1984 года — первый боевик, где наравне с героем Арнольда Шварценеггера главную роль исполнила женщина — Линда Хэмилтон.

Чуть позже китайский режиссер Джон Ву привнес в боевики эстетизм, превратив сцены драк в сложные и красивые хореографические постановки («Круто сваренные», 1992, «Без лица», 1997)

А еще «чистые» боевики стали уступать место лентам, основанным на смешении разных жанров. "Криминальное чтиво" 1994 г., "Пятый элемент" 1997 г., "Матрица" 1999 г. или "Форсаж" 2001 г. — все это мы скорее назовем фантастикой, драмой или триллером, нежели боевиком. Как и многочисленные комикс-фильмы вроде "Мстители" 2012 г., "Стражи галактики" 2014 г., "Лига справедливости" 2017 г., "Бэтмен: Начало" 2005 г.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво», 1994 — триллер, комедия, криминал
Кадр из фильма «Криминальное чтиво», 1994 — триллер, комедия, криминал

Кадр из фильма «Пятый элемент», 1997 — фантастика, триллер, комедия
Кадр из фильма «Пятый элемент», 1997 — фантастика, триллер, комедия

Кадр из фильма «Матрица», 1999 г. — фантастика
Кадр из фильма «Матрица», 1999 г. — фантастика

Кадр из фильма «Форсаж», 2001 г. — триллер, криминал
Кадр из фильма «Форсаж», 2001 г. — триллер, криминал

Интересно, что самый прибыльный жанр в мире кино — фантастика, а в основе успешного фантастического фильма лежит либо приключенческая история, либо (и чаще) боевик. «Звездные войны», вселенные Marvel и DC, Бондиана, «Трансформеры», «Миссия невыполнима» — самые дорогие франшизы в истории кино, и все это — прежде всего, боевики.

Что ждет боевик в будущем — окончательная смерть или перерождение в новый жанр?

Многочисленные поклонники боевиков с грустью говорят о том, что с 1990-х годов этот жанр находится в упадке. А успешная трилогия "Неудержимые", вышедшая в 2010-х годах и собравшая армию из старых легенд боевиков, еще раз доказала, что замена этим актерам так и не появилась.

И все же об упадке говорить нельзя: наоборот, боевики переживают ренессанс. Просто они уже не похожи на классику 80-х, потому что мы, зрители, не хотим «как раньше» — мы выбираем «как раньше, только разнообразнее и умнее».

Например, прямо сейчас азиатские экшены стремительно покоряют мировую киноиндустрию. Хотя в последние десятилетия поубавилась массовая заинтересованность восточными единоборствами, вполне возможно, что скоро вернется мода на такие фильмы легендарных азиатских мастеров боевых искусств, как «Герой» Джета Ли (2002) и «Меч дракона» Джеки Чана (2015).

А еще зрители продолжают высоко ценить настоящих спортсменов в киноиндустрии. Это доказывают успешные кинокарьеры бойца ММА Джины Карано («Нокаут» 2012 г.) и рестлера Дуэйна Джонсона («Небоскреб» 2018 г.). Отличие от старых времен заключается в том, что высококлассных спортсменов среди актеров сейчас намного меньше, чем в 1980-е. Сегодня актеру не нужно быть профессионалом, чтобы выполнять невероятные трюки на экране — достаточно интенсивной подготовки. Тот же Том Круз не растерялся и из драматического актера переквалифицировался в звезду боевиков.

В целом, современные экшены стали более качественными, сюжетно сложными, дорогими эстетическими произведениями. Яркие примеры —"Адреналин" 2006 г. с Джейсоном Стэтхемом и "Джон Уик" 2014 г. с Киану Ривзом. А такие фильмы, как "Люси" 2014 г. со Скарлетт Йоханссон и "Взрывная блондинка" 2017 г. с Шарлиз Терон доказывают, что боевики перестали быть мужским жанром.

Кадр из фильма «Адреналин», 2006
Кадр из фильма «Адреналин», 2006

Кадр из фильма «Джон Уик», 2014
Кадр из фильма «Джон Уик», 2014

Кадр из фильма «Люси», 2014
Кадр из фильма «Люси», 2014

Кадр из фильма «Взрывная блондинка», 2017
Кадр из фильма «Взрывная блондинка», 2017

Полюбившиеся нам в 1990-е годах суровые боевики никуда не делись. Просто они трансформировались и вступили в симбиоз с другими жанрами — в соответствии с тем, как изменились зрительские предпочтения. Киноиндустрия подстраивается под эти изменения, порождая новые коллаборации жанров, атмосфер и сюжетных решений.

Какие у вас любимые боевики? Пересматриваете классику или больше нравится что-то из нового?