Арнольд Шварценеггер, Стивен Сигал, Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне, Дольф Лундгрен, Жан-Клод Ван Дамм, Брюс Уиллис — эти имена знакомы всем, кто помнит девяностые. Зрелищные и жестокие перестрелки, драки, автомобильные погони, неимоверно брутальные герои с горой мышц — казалось, что хороший боевик и не может быть другим.
Но затем что-то изменилось. Герой Шварценеггера, с невозмутимым лицом косящий из пулемета сотни плохишей — персонаж, почти немыслимый в современном боевике. Как же менялся этот жанр начиная с 30-х годов и переживает ли он стагнацию сейчас? Об этом рассуждает Мария — автор дзен-канала «Black Maria Кино» .
Давайте сразу отметим важный момент, связанный с терминологией. В англоязычном мире понятия «боевик» нет — это довольно узкий российский термин. То, что мы называем боевиками, весь мир относит к более широкой категории экшенов — то есть фильмов, насыщенных действием, к которым относятся ленты о боевых искусствах, полицейские триллеры и прочее.
Как преступники и самураи подарили новый жанр кинематографу
Преступники появились на экранах одновременно с зарождением кинематографа. «Предками» современных боевиков были вестерны с Джоном Уэйном, фильмы о гангстерах и шпионские триллеры — например «Дилижанс» или «Человек со шрамом» 1932 года.
К 1960-м годам в фильмах появились новые киногерои — бунтари. Это были суровые, харизматичные, отказывающиеся подчиняться правилам мужчины в красивых автомобилях и с пистолетом в руке:
Роберт Редфорд (слева) — «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», 1969
А в 1970-х годах к зрелищным погоням и перестрелкам, свойственным западному кинематографу, присоединились восточные боевые искусства. Из этой смеси и зародился жанр, который мы называем боевиком.
От голых торсов к мистике и тайнам — эволюция жанра
С началом 1980-х в Голливуде настала эпоха голых торсов, крутых боевиков и настоящих спортсменов. Герои ослепляли и влюбляли в себя зрителей благодаря удивительным физическим способностям, красивому телу и мастерскому владению боевыми искусствами. Они были не просто актерами, играющими крутых парней, — они реально были круты. Помните их?
В России увлечение боевиками было сильно как нигде. В 90-е жизнь россиян часто напоминала сюжеты таких фильмов, и народу был близок дух борьбы. Российские кинематографисты подхватили эстафету и добили зрителей, сняв «Брат» (1997) — аутентичный и культовый фильм. Боевики наводнили пиратский рынок видеокассет, предлагая истории с криминальными разборками, приключениями, взрывами и беспрерывным экшеном.
Но уже во второй половине 1980-х сюжеты и персонажи классических боевиков существенно трансформируются. Бескомпромиссные «люди из стали» начали уступать место обычным людям.
- «Крепкий орешек» 1988 г. с Брюсом Уиллисом — успешный пример боевика, героем которого стал обычный человек.
- «Терминатор» 1984 года — первый боевик, где наравне с героем Арнольда Шварценеггера главную роль исполнила женщина — Линда Хэмилтон.
Чуть позже китайский режиссер Джон Ву привнес в боевики эстетизм, превратив сцены драк в сложные и красивые хореографические постановки («Круто сваренные», 1992, «Без лица», 1997)
А еще «чистые» боевики стали уступать место лентам, основанным на смешении разных жанров. "Криминальное чтиво" 1994 г., "Пятый элемент" 1997 г., "Матрица" 1999 г. или "Форсаж" 2001 г. — все это мы скорее назовем фантастикой, драмой или триллером, нежели боевиком. Как и многочисленные комикс-фильмы вроде "Мстители" 2012 г., "Стражи галактики" 2014 г., "Лига справедливости" 2017 г., "Бэтмен: Начало" 2005 г.
Интересно, что самый прибыльный жанр в мире кино — фантастика, а в основе успешного фантастического фильма лежит либо приключенческая история, либо (и чаще) боевик. «Звездные войны», вселенные Marvel и DC, Бондиана, «Трансформеры», «Миссия невыполнима» — самые дорогие франшизы в истории кино, и все это — прежде всего, боевики.
Что ждет боевик в будущем — окончательная смерть или перерождение в новый жанр?
Многочисленные поклонники боевиков с грустью говорят о том, что с 1990-х годов этот жанр находится в упадке. А успешная трилогия "Неудержимые", вышедшая в 2010-х годах и собравшая армию из старых легенд боевиков, еще раз доказала, что замена этим актерам так и не появилась.
И все же об упадке говорить нельзя: наоборот, боевики переживают ренессанс. Просто они уже не похожи на классику 80-х, потому что мы, зрители, не хотим «как раньше» — мы выбираем «как раньше, только разнообразнее и умнее».
Например, прямо сейчас азиатские экшены стремительно покоряют мировую киноиндустрию. Хотя в последние десятилетия поубавилась массовая заинтересованность восточными единоборствами, вполне возможно, что скоро вернется мода на такие фильмы легендарных азиатских мастеров боевых искусств, как «Герой» Джета Ли (2002) и «Меч дракона» Джеки Чана (2015).
А еще зрители продолжают высоко ценить настоящих спортсменов в киноиндустрии. Это доказывают успешные кинокарьеры бойца ММА Джины Карано («Нокаут» 2012 г.) и рестлера Дуэйна Джонсона («Небоскреб» 2018 г.). Отличие от старых времен заключается в том, что высококлассных спортсменов среди актеров сейчас намного меньше, чем в 1980-е. Сегодня актеру не нужно быть профессионалом, чтобы выполнять невероятные трюки на экране — достаточно интенсивной подготовки. Тот же Том Круз не растерялся и из драматического актера переквалифицировался в звезду боевиков.
В целом, современные экшены стали более качественными, сюжетно сложными, дорогими эстетическими произведениями. Яркие примеры —"Адреналин" 2006 г. с Джейсоном Стэтхемом и "Джон Уик" 2014 г. с Киану Ривзом. А такие фильмы, как "Люси" 2014 г. со Скарлетт Йоханссон и "Взрывная блондинка" 2017 г. с Шарлиз Терон доказывают, что боевики перестали быть мужским жанром.
Полюбившиеся нам в 1990-е годах суровые боевики никуда не делись. Просто они трансформировались и вступили в симбиоз с другими жанрами — в соответствии с тем, как изменились зрительские предпочтения. Киноиндустрия подстраивается под эти изменения, порождая новые коллаборации жанров, атмосфер и сюжетных решений.
Какие у вас любимые боевики? Пересматриваете классику или больше нравится что-то из нового?