Что же собой представлял так называемый «Хазарский каганат»?
Хазарское государство существовало в VII-X веках. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги.
Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в VI веке. Среди этих тюрков было племя ко-са. Оно, по предположению учёных, дало название народу хазар.
О Хазарском каганате сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминались в русских летописях.
Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный – письмо X века от хазарского царя Иосифа к испанскому еврею Хасдан ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Мы рассмотрим только то, что было до и во время существования Русского каганата, то есть до первой половины IX.
Вот она, история хазар VII – начала IX веков по письменным источникам: Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавкзьее, от Каспийского моря до Дербента, а в VII веке закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова. Тогда хазары формально были зависимы от Тюркского каганата, который к VII веку ослабел. И в первой четверти VII века зарождается Хазарское государство и уже было самостоятельным, но ещё не называлось каганатом.
Ведь каган в евразийских степях – это титул, который приравнивался к императорскому у европейцев, а каганат – сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племён. Рядом с хазарами, в Западном Предкавказье, в VII веке располагалось другое кочевое государство – Великая Болгария.
В 660-х годах хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили его, преследуя болгар, по словам царя Иосифа, до реки Дуна, под которой надо понимать всё же не Дунай, а Дон, судя по словам византийской хроники Феофана Исповедника. С этого момента, как считают некоторые учёные, Хазария стала каганатом.
Известно, что хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х годов VII века начинаются периодические вторжения хазар в район Дербента с целью грабежа этого богатого торгового центра. Эти действия хазар и союзных им племён кавказских алан побудили арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда выступить в поход на Хазарию.
В 737 году Мерван взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал ему принять ислам. Однако этого не случилось.
В Хазарию, расположенную на самом важном в Восточной Европе VII-IX веков Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII века прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что царь Булан предпочёл иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм, но не в ортодоксальной форме (хазарские иудеи ещё не знали Талмуда, считали себя потомками сына Ноя Иафета, а не Сима, а каган и его окружение содержали большие гаремы).
И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, сохраняли жёсткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре неё находилась орда – ставка кагана, который «держал эль», то есть возглавлял союз родов и племён. Высшим сословием были тарханы – родовая аристократия, а среди них самыми знатными – выходцы из рода кагана.
Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII-VIII веках ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал соправителем (его стали называть каган-бек). А к началу IX века каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой.
Теперь он назначался беком из людей определённой знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шёлковой верёвкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу.
Гвардия, охранявшая властителей, была наёмной и состояла из 30000 мусульман и русов.
IX век стал временем расцвета Хазарии.
В конце VIII- начале IX веков потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, приняв как государственную религию раввинистический иудаизм, признававший Талмуд.
Несмотря на некоторое противодействие, очевидно, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати. Все эти сведения об образе жизни и общественном строе хазар известны по арабо- персидским источникам (арабам часто приходилось сталкиваться с хазарами на Кавказе) и по письму царя Иосифа. Никакой «грандиозности» этого государства по свидетельствам современников не ощущается, так же как и в описании его границ.
Экономика Хазарии, по мнению очевидцев, также не соответствует самому сильному государству Восточной Европы, от которого зависели все окрестные племена.
Известный географ Мукаддаси, описывая общее положение хазар, говорит об их чрезвычайной бедности: «нет ни скота, ни плодов».
На дагестанских территориях Хазарии отмечают поля, сады и виноградники, что было традиционным в этом районе и до хазар.
Принципиальные сведения о хазарской экономике сообщают Истахр и Ибн Хаукаль: «Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбного клея».
По словам анонимного автора «Пределов мира» Хазария поставляла рогатый скот и рабов. Причём территория, откуда поставляли рабов, ограничивалась землями хазарских печенегов.
Больше ничего хазары не производили и жили за счёт транзитной торговли, ибо находились в южном конце Волго-Балтийского пути: хазары закупали у русов, болгар и в Куйабе меха и перепродавали по всему свету. Но об этом пишут уже географы школы аль-Балхи, чьи сведения относятся в основном к X веку.
Ни в «Худуд аль-алам», ни в других произведениях, сохранивших данные первой половины IX века, о таких масштабах транзитной торговли не сообщается. Более того, ни один арабский или персидский автор не упоминает о русах и славянах, зависимых от хазар. Не говорит об этом даже царь Иосиф.
Хазарский иудаизм стал притчей во языцех. Уже не одно десятилетие он является предметом научных и околонаучных дискуссий, исследований, далеко не всегда беспристрастных. И это действительно явление, которое заслуживает самого серьёзного изучения.
Практически все источники, упоминающие Хазарию IX-X веков, в том числе и Житие Константина Философа, и Повесть временных лет, и арабские авторы, говорят о распространении иудейской религии.
Но в то же время этнические евреи не составляли в Хазарском каганате сколько-нибудь значительной социальной группы.
Случай, конечно, уникальный. Особенно если вспомнить, что традиционный иудаизм не только не стремится к распространению своей веры на другие народы, но и всячески ограждает себя от этого процесса. Напомню, что последовательные талмудисты называют иноплеменников, исповедующих иудаизм, «проказой Израиля».
Средневековые евреи, наслышанные о хазарском феномене, например, Эльдад Гадани, пытались представить хазарских иудеев евреями колена Симеонова, позабывшими веру своих предков. Таким образом они хотели приписать заслугу создания Хазарского каганата ортодоксальным иудеям. А вот хазарский царь Иосиф производит свой народ от тюрок. Это значит, что хазарские иудеи закрытой сектой не были, иудейская религия здесь была прозелитической, принимающей желающих независимо от их этнического происхождения.
Потому возник спор о характере хазарского иудаизма.
В пространной редакции письма царя Хазарии Иосифа говорится, что обращение в иудаизм произошло за 340 лет до Иосифа, то есть в самом начале VIII.
Еврейский учёный Иегуда га-Леви, писавший около 1140 года, ссылаясь на неизвестные источники, утверждал, что хазары приняли иудейство за 400 лет до него, то есть около 740 года. Скорее всего, иудаизм был занесён в Хазарию с Кавказа. Еврейские общины в Дагестане (то есть в соседней с Хазарией области Сарир) упоминаются задолго до VIII века.
Появились они там после подавления в Персии восстания мадзакитов – секты, боровшейся с зороастрийцами. Некоторые иудейские общины Ирана поддержали Мадзака и его последователей и после жестокого подавления восстания в 528-529 годах вынуждены были бежать. Судя по источникам, религиозные взгляды этих евреев отличались от ортодоксальных: «застали их, что пьют не еврейское вино и блудят в домах персов». Потому другие, раввинистские общины и не возражали против удаления соплеменников из Персии. Эти-то свободные нравы и позволили, очевидно, изгнанным смешаться с хазарским населением.
Но ни в начале VIII века, ни позже, ни в самом конце существования Хазарии – в X веке – иудаизм не был единственной и даже наиболее распространённой религией этого каганата. Византийские источники в связи с борьбой за Крым не редко упоминают хазар. Так ни ко времени женитьбы ссыльного императора Константина Копронима на дочери хазарского хакана, ни при антихазарском восстании Иоанна Готского в конце VIII века ни один византиец не упоминает о том, что хазарские хаканы были иудеями.
Самих хазар автор Жития Иоанна Готского определяет как язычников. Святой Кирилл (Константин Философ) был в Хазарии с проповедью в 860-861 годах и участвовал в религиозном диспуте, о чём сообщает, что хазары в 868 году приняли ислам в обмен на помощь мусульман против нашествия неких тюрок.
В «Пределах мира» при описании хазарской столицы Атиля говорится, что в отгороженной западной его части живёт хазарский правитель «тархан хакан) с дружиной, а в другой части – мусульмане и язычники. О вероисповедании хакана и дружины ничего не сказано.
Известно и о больших христианских общинах на юге Хазарии, что связано с влиянием Армянской церкви.
Историк Кавказской Албании Мовсес Каланкатваци сообщает о принятии в 80-е годы хазарским правителем христианства из Западной Армении.
Ибн Русте уже сообщает, что иудаизм исповедует лишь хакан хазар, его заместитель и те из предводителей хазарских племён, кто наиболее близок им.
И эти данные верны для второй половины IX века, когда позиции иудаизма значительно укрепились.
Основная же часть хазар придерживалась древней тюркской религии, и поклонялась небесному божеству Тангри.
У меня нет сомнений в том, что власть в Хазарии была захвачена путём хитроумной политики иудеев «чужими руками». В борьбе за своё господство они не останавливались ни перед чем. Видя в лице Русского каганата могущественную силу, вполне способную смести с лица земли не то что знать иудеев , но и саму Хазарию, они строят свою защиту.
Нарастающая активность русов в этом регионе создала условия для создания в 30-х годах IX века византийско- хазарского альянса в области оборонительной политики против русов. Об этом говорят обстоятельства постройки Саркела, о которых сообщают многие византийские источники: Константин Багрянородный, Георгий Кедрин, «Продолжатель Феофана».