Идём в школу. Давайте попробуем побывать в нашей сегодняшней школе и почувствовать себя учениками, эдак, 6-7 класса. Нам 12-13 лет. Уроки внимательно читаем и не пропускаем.
Первый урок – математика.
Учим правила по теме «Одночлен и многочлен».
Одночлен, содержащий только один отличный от нуля числовой множитель, стоящий на первом месте, а все остальные множители которого — степени с разными основаниями, называют одночленом стандартного вида. К одночленам стандартного вида также относят числа, отличные от нуля, переменные и их степени.
Или вот: Одночлен является частным случаем многочлена. Считают, что такой многочлен состоит из одного члена.
А теперь пробежимся по функциям. Учим:
Правило, с помощью которого по каждому значению независимой переменной можно найти единственное значение зависимой переменной, называют функцией, а соответствующую зависимость одной п e ременной от другой — функциональной.
Тема «умножение дробей». Учим правило: Произведение двух дробей является дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей.
Запомнили? Или не поняли? Казалось бы всё понятно, но не задерживается это в голове, не всем доступно. А у нас было так:
Вот задачка из математики 6 класса, стр. 203, глава 2 «Обыкновенные дроби». Леденец стоит 16 р. У Димы есть 20 монет по 10 р. Какое наибольшее количество леденцов может купить Дима, чтобы продавцу не нужно было давать ему сдачу? Получилось 12 с половиной леденцов, т.е. 12,5 леденцов. Но в жизни могло получиться так: Дима мог купить 12 леденцов, но продавец не сдала бы ему положенные 8 рублей сдачи. Тогда условия задачи были бы выполнены. На самом деле эта задачка на сообразительность для Буратино. Ответ: нужно дать 16 монет, чтобы купить наибольшее количество леденцов.
Этот же учебник, стр. 432 раздел «Учимся делать нестандартные шаги».
В каждой клетке доски 5х5 клеток сидит жук. В некоторый момент все жуки переползают на соседние (по горизонтали или по вертикали) клетки. Обязательно ли при этом останется пустая клетка?
Матема́тика — точная (формальная) наука, первоначально исследовавшая количественные отношения и пространственные формы.
Теперь немного геометрии.
Доказательство теоремы приведено на стр. 223, рисунок к этой теореме на стр. 222. Чтобы понять теорему нужно смотреть на рисунок, а чтобы это совместить, то нужно, то и дело переворачивать страницу. Сразу скажу – совмещать понимание теоремы с перелистыванием страниц непросто.
Зачем это? Что этим авторы учебников по математике хотели воспитать у учеников?
Я как-то слушала по телевизору юного математика, школьника старших классов. Он сказал с осуждением : «Современные учебники написаны профессорским языком…». А как же быть остальным ребятам, у которых нет способности к точным наукам? Как понимать профессорский язык?
Здесь есть один выход – это двойка в дневник, чем многие преподаватели и пользуются, не чувствуя за собой вины за неспособность довести до понимания детей своего предмета.
Следующий урок История.
1455–1485 гг. – Война Алой и Белой Розы . Междоусобная война феодалов - сторонников двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков, претендовавших на английский престол. Алая роза была изображена на гербе Ланкастеров, белая – Йорков, отсюда название конфликта. Завершилась война приходом к власти Генриха Тюдора (Генрих VII), дальнего родственника Ланкастеров. С него началось правление династии Тюдоров. После женитьбы на представительнице династии Йорков герб Тюдоров соединил алую и белую розы.
Генрих VI Ланкастер – король Англии, был низложен в ходе Войны Алой и Белой Розы. Последний король династии Ланкастеров.Генрих VII Тюдор – король Англии, родоначальник династии Тюдоров на английском престоле.
Всё в таком же духе. Невольно возникает вопрос: А знают ли свою историю англичане (французы, испанцы, итальянцы и т.д.) как её знают наши школьники?
Литература 6 класс.
Хочется предупредить, чтобы не читали далее в присутствии детей. Но ведь это школьная программа для детей 12-13 лет!
Изучаем нашу русскую классическую прозу. Читаем рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». Рассказ, надо сказать, психологически напряжённый. Вот только некоторые выдержки из рассказа:
«И как забыть фокинскую, душу рвущую: «Понапрасну ломал я решеточку, понапрасну бежал из тюрьмы, моя милая, родная женушка у другого лежит на груди»,
«Бегали мы по мелкой речке, брызгались студеной водой, опрокидывали плиты и руками ловили подкаменщика — пищуженца. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, сравнил ее со срамом, и мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Потом пуляли камни в пролетающих птичек, подшибли белобрюшку. Мы отпаивали ласточку водой, но она пускала в речку кровь, воды проглотить на могла и умерла, уронив головку. Мы похоронили беленькую, на цветочек похожую птичку на берегу, в гальке и скоро забыли о ней, потому что занялись захватывающим, жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила (это в селе доподлинно знали) нечистая сила. Дальше всех в пещеру забежал Санька — его и нечистая сила не брала!»
« И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А теперь что? Надеяться теперь не на что. Разве что на нечаянное какое избавление. Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек».
А мы в школе читали «Тёма и Жучка» Н.Г. Гарин-Михайловский. Мы читали и сопереживали мальчику, который будучи больным, решает спасти собачку Жучку и вытащить её из старого заброшенного колодца.
«Его обдало вонью и смрадом. На мгновение в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки; это успокаивает его, и он спускается дальше. Он осторожно щупает спускающейся ногой новую для себя опору и, найдя её, сначала пробует, потом упирается и спускает следующую ногу».
«Почувствовав себя на твёрдой почве, Жучка энергично встряхивается, бешено бросается на грудь Тёмы и лижет его в самые губы».
И Пушкина читали и понимали, что он любит свою старую няню:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
А теперь перейдём к изучению зарубежной классики.
Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
Цели:
1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме. (Похвально и приемлемо)
2.Дать понятие о жанре новеллы (бесспорно нужно), о героическом характере в литературе (непонятно у кого из героев новеллы героический характер. Я не нашла в новелле примеров героизма)
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы (Может быть).
4. Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу . Этот пункт плана изучения новеллы меня не просто расстроил, а напугал. Я своими крестьянскими русскими мозгами понимаю, что это произведение не может быть примером для воспитания таких высоких чувств. Но прочитав отзыв одного из учеников, успокоилась.
Ответы на вопросы по новелле ученика 6 класса – в конце статьи.
Новелла повествует о том, как отец во имя «чести, совести, достоинства, верности долгу» убивает своего десятилетнего сына. Готовясь к убийству Маттео не забывает о себе: он тщательно выбирает место для убийства сына:
«Попробовав землю прикладом, он убедился, что земля рыхлая и что копать ее будет легко. Место показалось ему пригодным для исполнения его замысла».
И ничто не может его остановить:
«Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый».
Что мы хотим в наших детях воспитать? Суровость, жесткость? Или жестокость и предательство? К чему мы их готовим? Мы всем народом пытаемся (и где-то успешно) осудить Павлика Морозова, забывая, что он ребёнок, которого сначала предал собственный отец. Не отца судим, не взрослых дядей, которые ради своих меркантильных интересов, убили ребёнка одержимого идеей справедливости. При этом Проспера Мериме, далёкого от русской ментальности, изучаем в целях воспитания наших детей.
Мне не нравится современная школа. Мне жаль наших детей. Мне жаль, что в школе мало учителей, всё больше преподавателей. Но надежда на обращение к нашим образовательным традициям, основанных на наших исконных русских ценностях пока живёт.
Ответы ученика 6 класса русской школы на вопросы по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»:
«- Новелла заканчивается на том, что Маттео сообщил жене об убийстве сына и о планах пригласить на освободившееся место зятя, рассчитывая на кинжал и карабин.
- Характеры и поступки героев новеллы: дикие, основанные на самовыживании.
- В сознании и характере Маттео нет романтики, только дикое чувство превосходства и цинизма. Примеры: позволяет жене тащить тяжести, а сам идёт налегке; убил соперника, чтобы получить жену; убил сына, при этом выбирал место для убийства, чтобы легко было копать землю для могилы».