Найти тему
Литра.Онлайн

Чуйский тракт

Немного из истории строительства Чуйского тракта

Строительство Чуйского тракта делилось на два этапа:
1. 1928 год строили военные, командированные рабочие, а также по комсомольским путёвкам мастеровые рабочие, техники, инженеры по строительству дорог, шофера.
2.1930 год строили заключенные. Это бывшие раскулаченные крестьяне, женщины легкого поведения и другие, порой ни в чём невинные люди.
В 30-х годах прошлого столетия началось изучение начала строительства Чуйского тракта вместо гужевой дороги от города Бийска до Кош-Агача. Для этого были взяты исследования инженера Шишкова Вячеслава Яковлевича, будущего писателя, который наметил на топографической карте путь будущего  Чуйского тракта. В основу строительства тракта стал проект В. Я. Шишкова,  но путь выбрали только с левобережьем реки Катунь.
В 1934 году председатель Западно-Сибирской краевой Рабоче-Крестьянской инспекции Папар де писал в Москву:
— Сибкрай РКИ просит рассмотреть причины совершенно недопустимой, граничащей  с вредительством, волокиты со строительством Чуйского тракта и привлечь виновных к суровой ответственности, обязать «Главдортранс»  закончить изыскания, строительства тракта и моста через реку Бию в срок.
Словно грибы после дождя, вдоль тракта на расстояние 15-20 километров друг от друга стали строить так называемые «командировки»  — небольшие, рассчитанные на  300-400 заключенных, концентрационные лагеря. И осенью 1932 года главной рабочей силой на новом направлении Чуйского тракта стали заключенные седьмого отделения Сибирских лагерей  («Сиблага») – вчерашние  раскулаченные сибирские крестьяне.
Каждый день заключенных привозили на строительство дороги из командировок (земля особого назначения), то есть из лагеря заключенных.

-2

По воспоминаниям бывшего шофера Ивана Ивановича Козлова, который был откомандирован в то время московской организацией «Союзтранс» на Чуйский тракт. Всем говорили, что эти заключенные были собраны на Хитровом рынке в Москве и высланы на Алтай для «трудового перевоспитания»…


Иван Козлов вспоминал:
— Живя в Москве долгие годы, неоднократно бывал на «Хитровке». Видел сколько там миру, но столько, сколько их тогда было на Чуйском тракте… Чтобы столько набрать надо было бы сотни «Хитровок» собрать… А в районе Мьюты на берегу реки Семы, где сейчас ферма стоит, был и женский лагерь…
— Женщины тракт строили. Бывало, едешь по тракту, а их целую колонну, конвоируют охранники с собаками. Собаки у них были специально   натренированные на человека. Если кто бросался в бега, то его не ловили и даже не стреляли, а спустят собак – и конец…
— Бывало, мимо них, притормозишь и потихоньку-потихоньку едешь: останавливаться нам строго-настрого запрещалось…  Смотришь на них, а они все бабы молодые, красивые, им бы только рожать, а они тут робят. Уж больно среди них красивые женщины были загляденье, а работали эти женщины все в ручную в основном орудия были кирка, лопата, лом да тачка. Работали сильно, назад дня через четыре едешь – они уже от того места метров на триста-четыреста ушли.

Старожилы говорили:
—  При строительстве Чуйского тракта много полегло народу, что на каждый километр гробов по двенадцать-пятнадцать будет. Что «Командировки» были обнесены высоким глухим забором, внутри которого находились три-четыре больших барака. Бараки был построены из досок, внутри нары и  кирпичная печь, окно с наличником, также построен добротный дом для охраны, баня-полуземлянка. По углам – четыре наблюдательных вышки. С наступлением зимы заключённых бросали на борьбу  со снежными заносами, чтобы восстановить перевозки от Бийска до Кош-Агача., начатые ещё в зиму 1930 года. Десять-двенадцать тысяч заключенных не только пробивали дорогу в многокилометровых снежных заносах. Но и вели лесоповал вдоль всей трассы.
Даже для водителей вводились жесткие правила работы: на погрузку и выгрузку автомобиля давалось двадцать минут. Люди работали на износ, а это называлось  «движением ударников».
А что говорить про заключенных, которые умирали от голода и холода, не посильного труда здесь же, на тракте? Чтобы не мешали ходу работ, их      по рассказам, и хоронили, сваливая друг на друга, в ближайшем карьере, либо, как бывало среди «урок», закапывали убитого ( во имя временного присвоения его пайка) прямо в дорожное полотно.  Поэтому старики говорили: «Чуйский тракт построен на костях» — надо понимать  в прямом смысле слова.

-3


Шёл 1933 год. Работами по строительству тракта руководил  Николай Витальевич Вишневский —  старший брат знаменитого  «Драматурга революции».  Вишневский был расстрелян в 1935 году. Его «правой рукой» был начальник  7-го отделения Сиблага Волков. Немалую роль в организации «социалистического соревнования» на всём тракте, в том числе и среди заключенных, играл созданный в июне 1933года политотдел Чуйского тракта, первым начальником которого был назначен Александр Иванович Кокорин  (расстрелян в 1938 году). В годы репрессии по строительству Чуйского тракта было расстреляно на территории г. Бийска 67 человек.
Уже в конце сентября 1934 года, выступая на заседании центрального штаба строительства, Н.В. Вишневский докладывал об открытии третьего участка тракта по бомам,  об установке первых на тракте дорожных знаков и необходимости переброски всей имеющейся техники на Семинский перевал.
Дорогу, где шла в горах, необходимо было в скалах подрывать, тогда  работали военные подрывники, а делали дорогу заключённые в ручную, они таскали камни, разбивали кирками, ломами и укладывали дорогу, расчищали дорогу лопатами. За весь Чуйский тракт было 22 бома. Строили и мосты через реки. Очень трудным  был путь через  Кор – Кечу (гибельная переправа).  А на строительство Чертова  моста была поставлена задача: построить мост за короткое время, и за эту работу заключенные получали освобождение. Они справились с этой задачей и были освобождены, но в дороге  домой, где они ехали на машине, произошла авария и они все погибли.
На бомах Кор-Кечу и Яломан объём скальных работ, проведенных заключенными в ручную, с начала 1934года превысил 100 тысяч кубометров, а объем кладки подводных стенок – 24 тысяч кубометров.
В феврале 1934 года заключенными начаты работы на строительстве моста через реку Бию. Забивка свай  производилась в ручную круглосуточно. Более трёхсот заключенных Сиблага зимой строили в районе бийского парома понтонный мост через реку Бию. В начале  ноября1933 года заключенные  «ударными темпами» закончили строительство моста через реку Ишу. (Открытие моста через реку Бия приурочено  к моменту пребывания на тракте начальника центрального управления дорожным строительством Серебрякова, первого секретаря Ойротского обкома ВКП(б) Хабарова и председателя объединения «Совмонголтувторг» Гордона).
12 июня 1934 года было открыто движение по крупнейшему в СССР наплавному понтонному мосту через Бию – Чуйский тракт получил прямой выход к железной дороге. Были награждены начальник строительства Вишневский – премией в 1000 рублей, велосипед и Почетная грамота, начальник 7-го отделения Сиблага Волков – Почетная грамота «За организацию трудовой дисциплины среди работников Сиблага», начальник строительства моста Соловьев – велосипед и премия в 500 рублей
В тот же год ожидается приезд на Алтай  М.И. Калинина. Для всех «всесоюзный староста был тогда  почти божеством – к его приезду дороги должны были быть закончены.
Из приказа от13 октября 1933года начальника «Цудортранса» Серебрякова:
— Так же отмечаю особо хорошую работу Н-ских командировок Сиблага ОГПУ, систематически перевыполняющих нормы…
— Выражаю твердую уверенность в том, что намеченная мною (По словам В.М. Шукшина каждый из них чувствовал себя вершителем истории и человеческих судеб) увеличенная программа по покрытию и прочим объектам строительства будет выполнена также успешно и строительства тракта в 1934 году будет завершено полностью.
За приказом последовал «штурм», и возросла и без того высокая смертность среди заключенных. Той же осенью по алтайским селам прошла облава на «врагов народа», в числе которых оказался и отец Василия Шукшина.

-4


Чтобы подхлестнуть работы, управление строительством Чуйского тракта обязуется к открытию 17 партийного съезда не только выполнить годовую строительную программу, но и произвести все подготовительные работы к следующему сезону, а параллельно с этим вызывает на соревнование других заключенных  Сиблага, строивших в тот год и Тункинский тракт (республика Бурятия).
Начальник 7-го отделения Сиблага Волков, возглавлявший работу всех «командировок» по Чуйскому тракту писал в ту пору:
— ОГПУ проводили на практике исправительно-трудовую политику партии.  Исправительные лагеря  участвуют в строительстве (По словам Василия  Шукшина человек для них не представлял никакой ценности), как Беломоро-Балтийский канал, Байкало-Амурская железная дорога, Свирстрой, канал Москва-Волга, канал Волга-Дон, Чуйский тракт и другие.
Была создана образцовая эксплуатационная служба Чуйского тракта с целью,  превратить его в образцовую автомагистраль Советского Союза. От «командировки до командировки» по тракту курсировал чекистский передвижной агитационный клуб, но кинофильмы, привезенные им, смотрели только командование и лагерная охрана, премированная за хорошую работу среди заключенных.
Начальники каждый день отчитывались  о проделанной работой, а строители гнили либо в земле, либо на нарах, где не принимались и не зачитывались им приветственные телеграммы. Начальники отдавали рапорты  вышестоящему начальству Эйхе, Грядинскому, а чуть позже – Сталину, Кагановичу, Серебрякову… (Не потому ли, кто раньше, кто позже, станут они в большинстве своем врагами народа – а пока управляли и перевоспитывали «врагов народа» из крестьян, провинившихся тем, что умели работать).
В тот год, когда заключенные Сиблага строили Чуйский тракт через Сростки,  Васе Шукшину было пять лет, но всю свою жизнь, опаленную ранним сиротством и безотцовщиной, душа его помнила все тяготы «врагов народа».  Мальчишки бегали смотреть на строительство дороги, им давали родители скудные продукты, чтобы они передали заключенным. Ребятишек охранники не трогали, и им дозволялось передать кусочек хлеба, сало, картофеля и других продуктов. Бегал туда и Вася Шукшин, прихватив, чего ни будь из продуктов, посмотреть, чтобы увидеть отца. Вася спрашивал бородатого мужика;
— Дядечка, не видел ли моего отца.
— А как фамилия? – Спрашивал пожилой мужчина, вытирая пот с лица.
— Макар Шукшин, — отвечал мальчик.
—  Нет, такого не встречали, — сказал бородатый мужик, продолжая работать киркой. Вася Шукшин так и не увидел его.  В то время он ещё не знал, что его отец был расстрелян.
Участки от г. Бийска строили бийские организации,  а из села Сростки работали сростинцы, а район Онгудая – онгудайцы и так было по всем районам. Привлекались к труду местные жители со своим инструментом, а остальную часть Чуйского тракта строили заключённые. Была норма выполнения работ для вольнонаёмных 100 тачек, а сверх выполнения нормы хорошо оплачивалась. В день рабочие проходили 3-4 км.
В одной из командировок вместе с заключенными жил иеромонах Павел Неклюдов, в последствии возведён в лику святых.   На Семинском перевале работала ремонтёром Гетруда по национальности немка. Ремонтёр обходил 20км. в день и делал осмотр. Были построены для них избушки, где в каждой был свой хозяин. В Чуйской степи находилась избушка ремонтёра Мальцева.
В 1934 году построили автомобильную дорогу.  Был сделан первый автомобильный пробег Бийск – Кош-Агач, а в последующие годы только шло улучшение Чуйского тракта. 1 января 1935 года Чуйский тракт на протяжении 626 километров Бийск – Ташанта был сдан в эксплуатацию. В городе Бийске была организована организация ЧВТ (Чуйский военизированный тракт), где шофёры  на ЗИС-5называемые полуторки поставляли грузы в Монгольскую народную республику. Шоферам выдавали спецодежду костюм из кожи, а зимой валенки, полушубок, так как у полуторок была кабина из фанеры. В годы Великой Отечественной войны появились американские машины «Студебеккеры» и шоферами большинство были женщины. После войны  на этих машинах ещё долго перевозили грузы. Но по требованию американцев «Студебеккеры» были перевезены в США, где их использовали  на металл.

Память.

В деревне  Топучая поставлен Крест памяти всем строителям Чуйского тракта. В Чуйской долине, где располагалось седьмое отделение Сиблага, поставлен обелиск репрессированным, строивших Чуйский тракт.
На Алтае в Бийской геологоразведочной партии работал с1966 по 1988 годах водителем предприятия «Соавто-Бийск».  Дмитрий Афанасьевич Брижан, который  родился 23.08.1928 года в селе Голубовка Иртышского района Павлодарской области Казахской ССР. Действительную военную службу проходил в Башкирии. Там окончил курсы шоферов. После демобилизации работал шофёром в совхозах Омской области. Дмитрий Брижан стал бригадиром водителей предприятия Министерства автомобильного транспорта РСФСР, гор. Бийск Алтайского края. Он полный кавалер ордена Трудовой славы 3 ст. 22.04.1975 № 36590,2 ст. 02.04.1981 № 8633,1 ст. 14.08.1986 № 494. Почётный автотранспортник Министерства автотранспорта СССР.
С марта 1966 г. на предприятие стали поступать автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-51. Из легковых – «Победа», «Москвич-401».

-5


Д. А. Брижан, автомобиль которого (ЗИЛ-130) проехал по Чуйскому тракту 1 млн км. без капитального ремонта. Эта машина установлена на постаменте на вечную почётную стоянку у ворот предприятия. В городе Бийске у моста, где расположен музей Чуйского тракта установлен памятный знак строителям Чуйского тракта.
В 1973 году, когда исполнялось сто лет со дня рождения Вячеслава Яковлевича Шишкова, на 118 километре тракта установили памятник в память о выдающемся писателе, исследователя  Чуйского тракта.

_____________________________

© Автор: Prospektik

Опубликовано автором на сайте Литра.Онлайн.

Подпишитесь на наш канал , чтобы в вашей ленте ежедневно появлялись новые авторские произведения современных писателей!

_________________________