Дорогой – туристический маршрут в национальный парк "Русская Арктика" – от €5000. О двух других нам рассказали на острове Белом.
...Назначенная на 9 утра переправа с яхт на остров Белый не состоялась. Катер «Одиссей» не отвечал на позывные, хотя часом раньше можно было наблюдать, как он пригнал от стоящего на рейде судна «Надежда» к берегу небольшую баржу.
Позже выяснилось, что и баржа, и «Одиссей» сели на мель, и капитану катера было совсем не до нас. Пока же яхтсмены оставались в полном неведении, как осуществить план посещения острова.
Экипаж яхты «Сибирь» решил заняться более практичным делом – по рации договорились с капитаном «Надежды» о подходе к ней, чтобы воспользоваться сваркой и отремонтировать сломанный таль-реп.
Так и не дождавшись «Одиссея», команда яхты "Жемчужина" решила во что бы то не стало высадиться на берег - трое на маленьком надувном "тузике" с двухсильным моторчиком поскакали по волнам к месту, где стоял «Одиссей» и было какое-то оживление, у свалки металлолома работала техника, бульдозер, гидроманипулятор. После высадки «десанта» от берега к яхте подошла большая надувная лодка и забрала на остров оставшуюся часть команды, кроме капитана.
«Лодочником» оказался не «абы кто», а Сергей Дятченко, начальник экспедиции, заместитель технического директора по производству «Российского центра освоения Арктики».
Это организация - некоммерческое партнерство - при поддержке «Газпромбанка», занимается очисткой Арктики и с помощью волонтёров на островах собирает металлолом с заброшенных буровых и военных частей.
Активный сбор мусора в Заполярье начался 2011 году. Предстояло освободить Арктику от наследия её освоения ещё Советским Союзом. Брошенная нефте-газоразведкой, недропользователями и военными техника, трубы, металлоконструкции ну и главная беда – более 12 миллионов бочек из-под топлива скопилось здесь с тех времён. Какая-то часть из них до сих пор чем-то наполнена – все маркировки съела ржавчина, из-за неё же содержимое тары вот-вот польется на землю. Что бы там не было – «солярка», реагенты для его незамерзания, отработанные масла для двигателей, ракетное топливо – всё это грозит экологической катастрофой. Для её предотвращения принимаются государственные программы, свою часть работы – очистку заброшенных военных баз – взяла на себя армия.
Но утилизация заполярного металлолома делает его золотым – закопать в мерзлоте невозможно, собирать, не нарушая экологию, желательно вручную и только в короткое полярное лето, вывозить в места переработки – лишь в навигацию дорогим арктическим морским транспортом. По приблизительным подсчетам очистка Заполярья обойдется под 100 миллиардов рублей. Но экология в современной России, как и в Советском Союзе, финансируется по остаточному принципу. Средств, выделяемых государством и структурами, как «Газпромбанк», явно не достаточно. По мнению учёных, такими темпами Арктику очистят лишь к 2035 году.
Но, так или иначе, это работа уже дает ощутимые результаты, и остров Белый – тому пример. Здесь за девять лет при помощи волонтёров очистили 52 гектара тундры, собрали более 2 тысяч бочек и отправили на материк более тысячи тонн металлолома. Волонтеров сюда направляет НКО Межрегиональная общественная экосоциологическая организация «Зелёная Арктика», а готовит к погрузке и вывозит металлолом на материк Некоммерческое партнерство «Российский центр освоения Арктики».
Межрегиональная общественная экосоциологическая организация «Зелёная Арктика» создана в 2014 году. Её самые известные проекты - волонтёрские уборки островов Белый и Вилькицкого. Экологические экспедиции на острова организуются совместно с некоммерческим партнёрством «Российский Центр освоения Арктики». Во многих проектах «Зелёная Арктика» сотрудничает с учёными из сектора охраны окружающей среды Научного центра изучения Арктики.
Чтобы стать волонтером проекта нужно пройти строгий отбор (в прошлом году из 267 человек выбрали 49) и своим ходом добраться до Салехарда. (Билеты в 2020 году стоили около 10 тысяч рублей). В этом году, как и в прошлом, не будет участников из-за рубежа, поэтому шансы стать волонтерами у наших соотечественников увеличиваются! (Ссылки на сайт в конце публикации).
Конкурс на вакансии «Российского центра освоения Арктики» не менее высокий – сезонные рабочие получают здесь от 140 тысяч рублей в месяц. А сварщики, бульдозеристы, экскаваторщики – и того больше.
Когда наши яхты подошли к Белому, готовилась к погрузке на баржу последняя партия лома с острова – ржавые трубы, дизельные двигатели, насосы и даже, как образец уходящей эпохи, …алюминиевые катушки с остатками киноплёнки. (Воспользовавшись случаем, самый хозяйственный матрос экипажа Михалыч нашёл на свалке кусок якорной цепи для яхты, чему был несказанно рад).
Видео Григория Чухина. Полную версию ролика смотрите по ссылке.
Парни из бригады вспомнили о вчерашнем визите медведя и предупредили, как надо вести себя при встрече с ним. (Всё эти инструкции мне пригодились пару часов спустя). А Дятченко любезно пригласил нас в баню, которая находилась неподалёку в «фактории» – небольшом лагере из жилых вагончиков, в котором обитали рабочие и ученые-экологи экспедиции. К концу дня эта житейская потребность – попариться в бане – наконец то осуществилась.
Но прежде мы отправились к морской береговой полярной гидрометеостанции. Об этом расскажу в следующей статье. Интересно? Подписывайтесь!
Запись в волонтеры «Зелёной Арктики» здесь.
Сайт Российского центра освоения Арктики здесь.