Найти тему
ЮИИЦ / Югорскинфо

Я права имею или…?

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. По традиции каждый год определяется тема праздника. В 2021-м он посвящен борьбе с загрязнением пластиковыми материалами, которое приобрело поистине глобальные масштабы.

21 ДЕНЬ БЕЗ ПП
   Мероприятия, посвященные Дню защиты прав потребителей в 2021 году, направлены на привлечение внимания людей к глобальной проблеме загрязнения пластиком. Очень кстати югорская активистка, экоблогер Мария Зиновьева запустила на своей странице в «Инстаграме» марафон «21 день без ПП». Но ПП – это не то, о чем многие подумали. Сейчас эта аббревиатура ассоциируется с правильным питанием и здоровым образом жизни. В этом же марафоне она означает пластиковые пакеты.
   «Идея возникла при написании поста для блога. Когда я разместила информацию о марафоне, нашлись единомышленники, которые тоже захотели в нем поучаствовать – всего нас 17 человек, - рассказывает Мария. - Мы создали канал в мессенджере Telegram, где общаемся, обсуждаем разные вопросы, поддерживаем друг друга. Мы стараемся минимизировать использование пластиковых пакетов, кроме того, я отправляю участникам задания. Например, посмотреть фильм, связанный с экологией, а затем написать на него небольшую рецензию. Также каждый день заполняем чек-лист, в котором отмечаем, сколько пакетов за день использовали. У нас есть спонсоры. Один из них предоставит участнику, который выполнит все домашние задания и придет к финишу с минимальным показателем использования пластиковых пакетов, сумку-шопер. Второй спонсор придумал креативное задание для марафонцев, за самое оригинальное исполнение которого участник тоже получит шопер. Югорский онлайн-магазин экотоваров подарит самым активным многоразовые мешочки для овощей и фруктов. Цель марафона – научиться разумно использовать ресурсы нашей планеты, улучшить экологическую обстановку в стране, регионе, городе. Экологией я начала увлекаться совсем недавно, после форума «Добрые люди». Поэтому я точно так же, как и участники моего марафона, учусь новым вещам. Вместе с другими активистами мы готовим в Югорске мероприятие по раздельному сбору отходов. Планируем организовать небольшой пункт приема отсортированного мусора на территории ТЦ «Столичный-Сити», будем объяснять людям, какой пластик подлежит переработке. Есть в задумках проект социальной фотовыставки. На фотографиях, например, будет запечатлен человек, лежащий в куче мусора или то, как он ест бутерброд с пластиком. Очень надеюсь, что баннеры с такими снимками появятся в городе. Планов много, самое главное, что у нас есть поддержка администрации, учреждений города и просто жителей Югорска – это вдохновляет идти вперед, развиваться, придумывать новые проекты».

ЗАДАЧА - НАУЧИТЬ
   Многие знают, что у истоков становления системы по защите прав потребителей в Югорске стояла Людмила Николаевна Киосова. В этом году она выпустила книгу «Как защитить свои права в мире товаров (работ, услуг)?». «Я не ставила задачу переписывать законы, постановления или комментировать их. Это пособие для рядового потребителя», — объясняет Людмила Николаевна. Вся книга состоит из разбора реальных претензий, исковых заявлений в суд, с которыми она работала. Описанные ситуации касаются самых разных тем: финансовых и образовательных услуг, качества строительства жилья, ЖКХ, воздушных перевозок. Есть советы, как не купить поддельные лекарства, как защититься от подделок парфюмерии, косметики, обуви, ювелирных изделий, и многое другое. 
    «Защитой прав потребителей я начала заниматься в январе 1997 года, а закон вышел в 1992 году. До этого никаких законов в этой сфере не было, — вспоминает Людмила Киосова. — Тогда на наш рынок хлынули заграничные товары - проводилось много проверок, акцент был смещен на торговлю. Мы проверяли, составляли протоколы, наказывали. Наверное, это и послужило причиной того, что первыми специалистами по защите прав потребителей стали именно люди из торговли. Приходили горожане, увлеченные этим делом, желающие навести порядок на потребительском рынке. Практически ежегодно проводились всероссийские конференции. Это было что-то новое — мы набирались опыта и росли вместе с законом, было интересно. Причем перед нами не стояла задача наказать бизнес и предпринимателей. В основном давались разъяснения, а также осуществлялся контроль исполнения. Конечно, и протоколы составляли, но не всегда. Была задача научить работать в правомерных рамках. Я окончила Уральский политехнический институт, это мне помогало выстраивать стратегию и тактику рассмотрения всей потребительской истории. Если дело доходило до суда, то я просчитывала худший вариант развития событий и к нему готовила доказательства. Я поставила себе задачу – научить людей разбираться, куда можно обратиться по тому или иному вопросу и разрешить его. Обращений из года в год становилось все больше. Сейчас все-таки люди стали более грамотными, требовательными, намного больше информации в доступе. В целом хочу сказать, что закон не формальный, а  действующий и эффективный с самого начала и по сей день».

Автор: Евгения Зима

-2

мнения

Сергей Карманов, директор ЮПК : «Как физическое лицо я не имею опыта отстаивания своих прав. Но как к руководителю учреждения ко мне были запросы со стороны Роспотребнадзора. Колледж оказывает услуги по обучению вождению, в городе также есть частные организации, которые этим занимаются. Но у них нет автодрома, поэтому они просили о возможности использовать наш. Вначале мы разрешали пользоваться автодромом бесплатно, так как есть время, когда он свободен. Однако после занятий они оставляли территорию в неприглядном состоянии, и нам приходилось приводить ее в порядок. По закону я, как распределитель бюджетных средств, должен был брать с представителей частных организаций деньги. Когда мы выставили счет, они возмутились ценником и попытались  перевести ситуацию в свою пользу. Но ответ был однозначный: автодром является собственностью округа, а нам передан в оперативное управление. Его использование посторонними лицами регулируется законом. Также мы часто сотрудничаем с Роспотребнадзором по поводу организации питания студентов и сотрудников колледжа. Поэтому считаю, что существующая система работает хорошо, и если вдруг произойдет ситуация, когда мне надо будет отстоять свои права, я смогу сориентироваться, обратиться в нужные структуры».

Наталья Петрова, продавец: «Работа закона в первую очередь зависит от компетентности специалистов, которые обязаны следить за его соблюдением. Я как потребитель знаю, куда обращаться. В каждой организации, которая оказывает услуги или реализует продукцию, есть справочная информация с указанием номеров телефонов. Есть жалобные книги, которые в случае проверки обязаны предоставить специалистам. Но знаю организации, где ведутся сразу две такие книги. Одна для проверок — с хорошими отзывами, а другая - для внутреннего пользования, куда вносятся жалобы и предложения клиентов, но эта информация не доходит до компетентных органов. Одно время я работала в супермаркете, где реализовывалась готовая продукция собственного приготовления – салаты, вторые блюда, гарниры. Были обращения покупателей в Роспотребнадзор с жалобами на качество этой продукции. Специалисты ведомства посещали магазин с проверкой, брали пробы, результаты которых потом присылали руководству. Так что система рабочая. А люди ведут себя по-разному. Есть такие, которые сразу обращаются в специальные органы, есть те, кто пытается на месте урегулировать свои претензии. Я считаю, что Роспотребнадзор реально работает и защищает права потребителей. Если организация нарушает закон, то составляются протоколы и накладываются штрафы».