Немного тревожусь я, друзья мои, и волнением спешу поделиться с Вами. Один раз – случайность, два – совпадение, а вот три – закономерность, не так ли? И данная закономерность категорически мне не нравится, что уж там – вызывает опасения.
Я, как и многие чтецы, собираю домашнюю библиотеку и предпочтение отдаю исключительно качественным издания в твёрдом переплёте. В последнее время я всё чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что нужную книгу просто невозможно найти в хорошем издании, а иногда – вовсе. Все эти книги – классика. Да, не самая популярная, но более чем достойная.
Я понимаю, что максимально озадачившись, можно купить данные произведения с рук, найти в букинистический лавках. Но почему так? Почему подобную литературу не переиздают и не продают в популярных книжных сетях?
Всё началось с трилогии Кутзее. В идеале я хотела собрать её в этой серии:
Но первую часть я найти не смогла сначала в таком издании, а теперь и вовсе она пропала.
Далее были тщетные попытки найти достойную «Генералы песчаных карьеров» Амаду, но пришлось довольствоваться мягкой серией Азбука-классика, «Голод» Гамсуна я с горем пополам нашла в твёрдой Зарубежной классике АСТ, совместно с другими произведениями, но качеством, как вы знаете, там и не пахнет.
«Глазами клоуна» Бёлля исключительно в мягкой обложке, хорошо хоть Эксклюзивная классика – эта серия ещё более-менее качественно сшита.
И вот последней каплей стала «Тереза Ракен» Золя, которой меня заинтересовал читатель. Под заказ я нашла только коллекционное издание свыше тысячи рублей и исключительно благодаря своим связям с другими магазинами нашей сети приобрела уж старенький и измученный последний экземпляр Азбуки-классики.
Так моя книжная коллекция непрестанно пополняется лишь мягкими и дешёвыми экземплярами против собственной воли – я лишена выбора. Безусловно не обложка в книге главное, но я собираю библиотеку на жизнь свою и последующих поколений. Сколько раз можно перечитать такую книгу, чтобы она не потеряла достойного вида или не разлезлась вовсе?
При этом в наш магазин регулярно поступают бестселлеры во всевозможных вариантах оформления. Например, «Безмолвный пациент» существует уже в пяти (!!!) разных вариантах!
Может и неплохой детектив (не на мой вкус), но зачем столько? Это элементарный пример, коих много. «Мятная сказка», «НИ СЫ», «После» и прочие продвигаемые книги заполоняют магазин разными вариантами в огромном количестве.
Кстати, раз уж я заговорила о нашем магазине внесём эту статью в любимую рубрику #записки книжного торговца
Да, эти книги продаются лучше. Да, классика не столь популярна, если это не Оруэлл, Хаксли и Голдинг. Но как же всё это чудовищно на мой взгляд. Я работаю в книжном далеко не первый год и наблюдаю, как вся эта популярная чушь поглощает, истребляет, вытесняет хорошую литературу, которая для души и мозга людских крайне необходима. На моих глазах пропадают прекрасные книги, редеют произведения великих авторов, и словно чума распространяется «хайповая» литература, как две капли воды похожая друг на друга, не несущая в себе никакой смысловой нагрузки.
Всё чаще и чаще я не могу найти нужную книгу. Всё чаще мои любимые романы остаются лишь в дешёвых потрепанных вариантах. Это перестаёт просто меня расстраивать и начинает пугать, так как сегодняшний книжный больше не походит на пристанище для интеллектуалов, он пытается угнаться за всеми веяниями моды, быть в тренде, поддерживать пропаганду пустых и неправильных ценностей.
Можете освистать меня, помидоры достать из банки, но для меня это дикость. Мир меняется, меняется и литература, но как-то далеко не в лучшую сторону.
Интересно, доживём ли мы до дней, когда за интеллектуальной прозой нужно будет охотиться как за священным граалем?
Что думаете, уважаемые Чтецы?