Найти тему

Шаровой кран можно использовать только в двух положениях «открыто» и «закрыто». Почему запрещено открывать наполовину?

Шаровой кран – вид запорной арматуры, производители которой не рекомендуют ее эксплуатировать в промежуточном положении. Допускается использование крана строго только в положении «открыто» или «закрыто».

Такая эксплуатация предполагает поворот затворного элемента до стопорного механизма. Поэтому весь рабочий механизм при открывании или закрывании крана проворачивается на 90 градусов.

Но почему один из самых распространенных видов запорной арматуры нельзя открывать наполовину и оставлять ее в таком положении на длительное время?

Типовой шаровой кран - фото с сервиса Яндекс.Картинки
Типовой шаровой кран - фото с сервиса Яндекс.Картинки
Производители объясняют это довольно просто. Сегодня львиная доля продукции оснащена простыми фторопластовыми уплотнительными кольцами, которые располагаются между корпусом крана и шаровым механизмом.
Эти кольца соединяются благодаря резьбовому элементу, который фиксирует две части корпуса изделия. При этом шаровой затвор не фиксируется жестко со штоком, а также имеет незначительный ход.

В результате при перекачивании жидкости, которая подается под большим давлением, шар оказывает давление на противоположное уплотнительное кольцо (в зависимости от того, с какой стороны поступает жидкость). Таким образом, затворный шар прижимает уплотнительное кольцо со стороны меньшего давления – подача жидкости по системе перекрывается.

Шаровой кран в разрезе - фото с сервиса Яндекс.Картинки
Шаровой кран в разрезе - фото с сервиса Яндекс.Картинки

Благодаря этому достигается абсолютная герметичность запорной арматуры. Это исключает вероятность протечки системы, независимо от того, в какой рабочей среде используется шаровой кран.

В свою очередь, если кран открыт или закрыт лишь наполовину, через имеющееся свободное пространство также происходит подача жидкости. Только в этом случае она образует турбулентный поток, что может спровоцировать деформацию кольца уплотнения.

Это происходит вследствие того, что кольца не фиксируются к корпусу изделия жестко, а жидкость поступает в систему под большим давлением. Более того, при продолжительной эксплуатации крана в полуоткрытом положении, риск образования отложений на запорном механизме возрастает в несколько раз. На это важно обращать внимание, особенно с учетом качества воды.

Детальная схема устройства шарового крана - фото с сервиса Яндекс.Картинки
Детальная схема устройства шарового крана - фото с сервиса Яндекс.Картинки

Впоследствии эти твердые отложения вызывают деформацию конструкции запорного шара, препятствуют его свободному ходу и приводят к протечкам.

Что самое парадоксальное – регулировать величину потока рабочей жидкости при помощи шарового механизма не так уж и просто. Ведь регулировка величины проходного сечения осуществляется нелинейно. Поэтому получить желаемую величину напора очень проблематично.

А что вы думаете по этому поводу? Пишите свое мнение в комментариях.

Не забывайте ставить лайки, делиться материалом в соцсетях и подписываться на канал.