Один из ключевых принципов транзактного анализа - это принцип окейности. Ты впорядке и я впорядке. Да и мир вообще впорядке.
Хороший такой принцип.
Есть ещё один профессиональный принцип в психологии - не оценивать работу коллег, если это не процесс супервизии, конечно. И тебя об этом не попросили. Ясно, что в обычной жизни мы этого не избежим, но в роли профессионала можем точно сократить.
И, признаться честно, я очень грущу, когда вижу, что в профессиональной среде осуждение работы психолога перед клиентом - дело обычное. Я иногда сталкиваюсь со случаями, что клиент ещё вчера был в контакте со своим психологом, шла работа, было доверие и вдруг какой-то «мастер» небрежно обмолвился: «Да с тобой так работать не надо. Надо вот так. Что это у тебя за психолог такой? Ничего не понимает».
Коллеги, это ужасно. Представляете, у людей долго устанавливался рабочий контакт. Они работали. Все шло ок. Позитивный родительский голос психолога встраивался в клиента. И тут кто-то, дабы потешить своё эго, гробит всю работу. Это очень не заботливо. Очень. Клиенту и так плохо. Он в процессе становления. А тут он ещё лишается опоры на психолога, которому он недавно поверил, и начинает сомневаться. Вы потешили своё эго, а клиент затормозился. Я вам гарантирую. Если психолог и правда плохо работает, то клиент перерастёт его, сам разберётся и без вас уйдёт от него, когда посчитает нужным. Люди не дураки, поверьте. А своими оценками не во время вы только вредите процессу трансформации.
Мы все периодически будем недовольны работой наших и не наших психологов. Все. Без исключения. Будем искать судей. Да что уж говорить. Я тоже не исключение. Но, наверное, за годы в психологии я научилась выбирать профессионалов и никто из них резко не высказывался в адрес моего психолога, зная, что это не профессионально.
Психология - очень субъективная наука. У каждого специалиста могут быть разные лечебные планы и разное видение работы с клиентом. Да что уж говорить. Мы можем даже работать в разных модальностях. И нет правильного, и не правильного. Лучше и хуже. Есть то, что работает и нет. Можно долго бить себя в грудь, какой ты крутой профессионал и как гениально, ты работаешь, но какой в этом толк, если клиенты тебе на доверяют и не хотят расти с тобой? Или какой в этом толк, если ты при этом выбиваешь опору другому человеку, лишая доверия к его психологу?
На каждого психолога, даже самого начинающего, найдётся свой клиент. И они подойдут друг другу как бережок и речка, рыбка и ее глазик, дверца и ее ключик, как там ещё в песне Киркорова.
Думать, что все должны быть профессионалы как вы - очень грандиозно и немного смахивает на пионерию. А в пионерии, как известно, нет места зрелости.
И да. Принцип окейности сложно соблюдать. Всегда хочется быть чуть-чуть более окейнее. Но я верю, что мы хотя бы примерно можем справиться с этой трудностью. И помнить, что все-таки «не навреди» в нашей работе - это прежде всего. Ну и поддержать ещё не помешает. Тех, кто обращается к нам за помощью. Предлагаю стоять на этих принципах и будет всем нам впорядке.
Напрашивается любимая поговорка одной из моих любимых мастеров в коучинге Мэрилин Аткинсон: «Прежде чем судить человека, пройди весь путь в его мокасинах». Очень помогает. Рекомендую.
Вот так у меня сегодня с утра навеяло одним разговором.
А так-то отличного дня нам!
#агниясержантова
#agniyaserzhantova #психологияонлайн
#Психологиянасалфетке
#психологияличности
#психологияотношений