Найти тему
Новости Обо Всём

Космос, что нового? Летчик-космонавт Андрей Борисенко рассказал, как все устроено на МКС

Кто лидирует в космосе — мы или США?

Интервью с космонавтом Андреем Борисенко

12 апреля 1961 года ракета «Восток» с Юрием Гагариным на борту стартовала с космодрома «Байконур» — так началась эпоха пилотируемой космонавтики. За 60 лет на орбите побывали всего 566 человек. Один из них — летчик-космонавт, герой России, командир экипажа и участник двух космических полетов Андрей Борисенко.

Фото из личного архива Андрея Борисенко

Специально для канала «Дзен, что нового» Андрей рассказал о том, как выглядит Земля из космоса, зачем нам сегодня дорогостоящие полеты на орбиту и почему космос — практически единственная область, где мы сотрудничаем с Америкой, а не конкурируем.

Редакция канала выражает благодарность за помощь в подготовке материала блогеру Дзена, автору канала Science & Future Денису Юшину.

От Земли до орбиты за 527 секунд: что чувствует космонавт, который впервые оказался на МКС

Мой первый полет начался 5 апреля 2011 года в составе основного экипажа МКС-27/28 на корабле «Союз ТМА». Обычно все происходит, как в кино: экипаж выходит из гостиницы «Космонавт», звучит песня «Трава у дома», мы весело машем родным и едем в автобусе на стартовую площадку. Там переодеваемся в скафандры, и автобус везет нас на стартовый комплекс. Подходим к ракете-носителю, заходим в лифт и поднимаемся наверх — в космический корабль «Союз». После этого еще около 2 часов ждем старта.

От Земли до выхода на орбиту проходит 527 секунд — за это время ракета-носитель успевает преодолеть расстояние 250 километров. Затем мы выходим на промежуточную орбиту вокруг Земли, и начинается путешествие к МКС.

-2

В зависимости от условий полета и баллистической схемы сближения полет на МКС длится от 3 часов до двух суток

«Что я чувствовал в то время? Первый полет для космонавта — наивысшая точка, вершина карьеры. Вот моя настоящая работа! Ведь именно ради этого мы проходим годы тренировок, сдаем экзамены и тесты, испытываем колоссальные нагрузки на организм»

Многим знакомы первые кадры с МКС: прибывшие космонавты и экипаж хозяев встречаются в российском сегменте станции, машут в камеру руками, поздравляют друг друга с успешным полетом — первое время атмосфера там немного сумасшедшая. Но на этом торжественная часть заканчивается и сразу начинается работа.

Космонавты встают в 6 утра и работают до позднего вечера

Мой первый полет длился 164 дня, а второй — 173. Каждый день на МКС планируется на Земле, и мы должны выполнять эти распоряжения с точностью до минуты.

На станции нет душа, а еда из тюбиков осталась далеко в прошлом. Мы встаем в 6 утра и около часа отводим на утренний туалет и завтрак. На МКС нет душа, космонавты протирают кожу влажными полотенцами. Воды на станции мало, и даже шампунь несмываемый — волосы просто протирают полотенцем.

На завтрак я обычно ел овсяную кашу, которую некоторое время назад продавали в любом супермаркете. На обед и ужин можно было взять консервы, которые разогревают в специальном подогревателе, или сублимированную еду — перед употреблением в неё нужно добавить воду. Вся космическая еда изготавливается на особых предприятиях по специальной технологии. Из обычных земных деликатесов есть привычные нам мед, соусы, конфеты, шоколад.

-3

Космонавты работают с утра до позднего вечера: проводят научные эксперименты, занимаются ремонтом бортовых систем

С МКС можно позвонить домой и проверить почту. Свободного времени на станции почти нет, но в течение дня можно проверить почту, почитать новости или позвонить семье. У каждого члена экипажа есть компьютер, на котором установлен специальный софт, работающий по принципу IP-телефонии. Эта связь работает через спутники круглосуточно: примерно каждые 3 часа появляется небольшой перерыв в зоне связи. Раз в неделю Центр управления полетами организует сеанс видеосвязи с Землей на 15–20 минут: тогда мы можем увидеть семью и пообщаться уже режиме двусторонней « картинки » . Все остальное время на станции занято работой.

В космосе нужно меньше времени для сна . Экипаж ложится спать в 23:30–00:30. К счастью, мы можем себе это позволить, потому что в условиях невесомости организму требуется меньше времени для отдыха. Если на Земле ему нужно 7–8 часов сна, то здесь на 1,5–2 часа меньше.

В условиях невесомости кровати не нужны: у нас отсутствует реакция опоры. В каютах используют спальные мешки — самые обыкновенные, которые можно купить в любом туристическом магазине, только очень хорошего качества и отобранные в соответствии с требованиями безопасности. Они крепятся на вертикальной стенке каюты, ты забираешься в этот мешок, застегиваешь его, закрываешь глаза и проваливаешься в сон.

Тефлоновые сковороды, телемедицина, полезные ископаемые: что космические исследования уже дали и еще дадут в будущем обычным людям

Каждый день экипаж на станции проводит десятки экспериментов в области медицины, космической биологии, биотехнологии.

Липучки на одежде, тефлоновое покрытие для сковородок, фильтры для воды, сотовая связь, телевизионная дальняя связь побочные продукты космических исследований и результат работы ракетостроительной области и пилотируемой космонавтики в целом.

Телемедицина создавалась именно как средство контроля за состоянием космонавтов. И даже интернет родился из ракетно-космической техники — в свое время американские военные разрабатывали систему для управления полетами спутников.

Полеты в космос сами по себе — один большой эксперимент. На орбите побывало всего 566 человек, поэтому говорить о серьезной статистике в этой области рано.

-4

В каком-то смысле человечество пока не научилось летать в космос — мы до сих пор не знаем наверняка всех опасностей таких полетов, как нагрузки влияют на человека и какие долгосрочные последствия наступают для его организма

Экономический эффект космических полетов — миллиарды долларов. Многие считают, что космос — это дорого. Давайте посчитаем экономический эффект космических программ. На пилотируемую программу «Аполлон» американцы потратили около 10 миллиардов долларов в ценах 70-х годов. А экономический эффект от тех достижений и изобретений, который получили бизнес и экономика США, достиг 25 миллиардов долларов. Где на Земле можно вложить 1 доллар в реальный сектор экономики и получить на выходе 2,5 доллара за короткий срок?

Египетские пирамиды и Великую Китайскую стену из космоса видно плохо. Зато хорошо видны экологические катастрофы

Если человечество хочет выжить, то у него нет другого пути, кроме как беречь родную планету. Когда впервые смотришь на Землю с высоты 400 километров, возникает только одна мысль — какая она красивая, и в то же время очень хрупкая, маленькая и беззащитная. С МКС хорошо просматриваются результаты деятельности человека и природных катаклизмов.

Например, район Аральского моря видно сразу. Здесь уже много лет происходит серьезная экологическая катастрофа: непродуманный чрезмерный забор воды для сельского хозяйства в советское время привел к тому, что море практически исчезло. Хорошо видны разливы нефти в мировом океане, дым и последствия от лесных пожаров, которые простираются на сотни километров.

Китайскую стену и египетские пирамиды я так и не увидел, хотя многие космонавты рассказывают об этом. Зато очень хорошо рассмотрел Ниагарский водопад, потому что площадь вспененной от падения с большой высоты воды просто огромная.

Ночная картинка с МКС особенная: хорошо видно подсветку мегаполисов, хайвеи в США и яркие огни Гонконга и Сингапура.

Вид из космоса: восход солнца на Земле
Вид из космоса: восход солнца на Земле

В то же время, когда летишь над ночной планетой, возникают совершенно черные участки Земли — в районе пустыни Сахара или джунглей Амазонки. В этот момент становится жутковато: если нет ни одного огонька, значит, там никто не живет. Вдруг надо будет срочно садиться в эту область — не факт, что тебя когда-нибудь найдут.

Кто сейчас первый в космосе? И будет ли новая космическая гонка из-за того, что корабли SpaceX стали летать к МКС?

В 1961 году не возникало вопросов о месте СССР в космической гонке — любой первоклассник знал, что мы первые. А как обстоят дела сегодня?

Сейчас сложно оценить расстановку сил на мировой арене. Глобально страны-лидеры — Россия, США, Китай — находятся примерно на одном уровне. Китайцы формально отстают, но по их успехам видно, что они уже совсем недалеко от нас и США. Европейцы же так и не смогли создать пилотируемые космические аппараты. При этом « подтягивается » Индия, арабские страны начали бурно развивать космическую отрасль.

Илон Маск отберет у России монополию на полеты к МКС? Это не совсем так. Последние 10 лет на МКС летали только российские корабли, и многие говорят о нашей монополии в сфере пилотируемых полетов. На самом деле ситуация сложнее.

В 2011 году американцы завершили свою программу Space Shuttle (1981–2011), и потом только «Союзы» доставляли на МКС людей. За каждое место в «Союзе» NASA платил Роскосмосу большие деньги. Но мало кто помнит, что во время существования программы Space Shuttle практиковались перекрестные полеты — мы летали и на кораблях «Союз», и на кораблях Space Shuttle, то же самое было с американскими астронавтами — они летали и на своей технике, и на «Союзах».

Сейчас Илон Маск хочет доставлять экипажи на орбиту на своих новых кораблях Crew Dragon — испытания вовсю идут, и многие видят в этом чуть ли не конец российской космической программы. Эти опасения совершенно беспочвенны.

-6

Роскосмос и NASA уже обсуждают возобновление перекрестных полетов. Поэтому, если корабли SpaceX доведут до ума, то астронавты продолжат летать на наших кораблях, а мы — на кораблях американских коллег

Технической гонки между Россией и США тоже нет. Бытует мнение, что корабли Илона Маска — это рывок вперед, который всеми силами надо догонять, но это тоже не совсем верно.

Экономическая эффективность программы Маска пока под большим вопросом. Пару недель назад в СМИ промелькнула информация, что Илон Маск поднял цену на полеты в десять раз — значит, полет на корабле SpaceX становится чуть ли не дороже, чем на «Союзе».

Если это соответствует действительности , то «Союз» — суперконкурентная система с точки зрения экономики и не только. Он многократно доказал надежность статистикой пусков и нештатных ситуаций. О надежности же техники SpaceX можно будет судить более или менее уверенно только после того, как они совершат хотя бы 20 пилотируемых полетов.

Международное сотрудничество, а не гонка — самый реальный и правильный способ освоения космического пространства. Конечно, у стран — участниц космических программ периодически возникают охлаждения и потепления в отношениях, но опыт МКС показал, что совместные проекты могут работать без оглядки на эти сложности.

Поэтому МКС — один из самых удачных примеров того, как страны могут успешно сотрудничать друг с другом во имя общей глобальной цели, а не устраивать « гонки на выживание » любой ценой.