8 апреля 1966 года, ровно 55 лет назад, съезд КПСС утвердил Генеральным секретарем Центрального комитета партии Леонида Ильича Брежнева. С этого времени принято вести отчет «Брежневской эпохи» в СССР.
Он был личностью интересной, незаурядной. Но в этом материале мы поговорим о Леониде Ильиче в разрезе авиации. Всем известно, летать новый Генсек КПСС не любил, но в силу специфики своих партийных должностей, летать ему приходилось много.
В самом начале для перелетов он использовал Ил-18, четырехмоторный турбовинтовой низкоплан, выпускавшийся серийно в 1958-1978 годах.
Именно на этом самолете было установлено 20 мировых рекордов дальности и высоты полета. Благодаря своей экономичности, уровню комфорта и безопасности Ил-18 завоевал многие зарубежные рынки, самолет активно покупали зарубежные авиакомпании.
Для первых лиц государства (Никиты Сергеевича Хрущева, Леонида Ильича Брежнева) были разработаны специальные Ил-18, получившие индекс «Салон». Именно на таком самолете, с бортовым номером СССР-75717, 14 апреля 1961 года в Москву прилетел Юрий Гагарин после своего знаменитого полета в космос.
По данным зарубежных источников, всего за время эксплуатации в результате авиакатастроф и аварий были утрачены 100 самолетов Ил-18. В этих происшествиях погибли почти 2,5 тысячи человек. Почти все аварии приходились на эксплуатацию самолетов зарубежными авиакомпаниями.
Был опасный инцидент и с самолетом Брежнева. 9 февраля 1961 года Председатель Верховного Совета СССР Леонид Брежнев отправился в Рабат (столицу Марокко), а далее в Гвинею. Пролетая над Средиземным морем, его самолет Ил-18 атаковали истребители французских Военно-воздушных сил. Французские летчики несколько раз открывали стрельбу по советскому самолету, пересекали его курс, опасно сближались. Благодаря мастерству советских пилотов удалось быстро выйти из зоны обстрела. Этот воздушный инцидент, конечно, имел широкий резонанс на международном уровне. И надо отдать должное Леониду Ильичу, пилотов он не забыл – командир экипажа Борис Бугаев, в последствии, стал министром гражданской авиации СССР, ему было присвоено звание Героя Социалистического труда, вручен орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот».
Но к началу брежневской эпохи Ил-18 был уже морально устаревшей моделью самолета. На его смену пришел Ил-62 (Ил-62М), его так и называли «Самолет Брежнева».
Ил-62 – это первый советский турбореактивный авиалайнер с дальностью полета до 11 000 км. Серийно эта машина производилась с 1966 по 1995 года, всего выпущено 289 самолетов.
В самолете борта «номер один» (СССР-86612) был кабинет для работы, спальни, ванная комната, салон для гостей. Зона главного пассажира была дополнительно шумоизолирована.
По рассказам очевидцев, во время полета Брежнев любил играть в домино. Он использовал этот самолет и для дальних рейсов (на Дальний Восток и для перелетов через Атлантику), и для коротких региональных рейсов внутри СССР.
Примечательно, что все борта номенклатурной верхушки были окрашены в цвета Аэрофлота, а уже после 1990 годов ливреи самолетов гражданских линий стали различаться.
Удивительно, но «Самолет Брежнева» сохранился до наших дней. Он находится в плачевном состоянии на территории заброшенного поля в Глевахе на Украине. Вот так он выглядит сейчас.
Были разговоры о том, чтобы превратить его в ресторан или открыть в нем музей авиации, но пока он гниет и разваливается.