Это изречение святителя Феофана Затворника можно полностью отнести к настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве игумении Иулиании (Каледа), которой 8 апреля 2021 года исполняется 60 лет. В жизни матушки Иулиании были многие радости и многие печали. Большая ее печаль – не оправдалась жившая в душе надежда на возвращение дедушки Володи: в 1937 году его, 45-летнего священника, арестовали и долго не было о нем никаких сведений. Только спустя полвека семья узнала о его мученической кончине – расстреле на Бутовском полигоне. Родственники получили на Лубянке документальное подтверждение о его смерти. А радость, большая радость – священник Владимир Амбарцумов был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, и теперь игумения Иулиания молитвенно обращается к маминому папе так: «Святый священномучениче Владимире, дедушка мой». И в Свято-Духовском храме древней обители в центре столицы, которую матушка возродила с сестрами, есть придел, посвященный ее дедушке-священномученик
Сестрам обители, прихожанам и корреспондентам матушка Иулиания не раз говорила о своем счастье – родиться в православной семье и ни дня не быть вне Церкви. Думается, не будет преувеличением сказать: это одна из самых удивительных семей нашего времени, поражающих крепостью веры. Папа – ученый с мировым именем и духовный сын священника Владимира Амбарцумова – в советское время был тайно рукоположен во священники. И в его кабинете была обустроена домовая церковь, где на протяжении 18 лет по воскресеньям совершались Божественные литургии. На службы приходили «законспирированные» верующие, и, конечно, в них принимали участие все члены семьи, все шестеро детей. Маму семейства, Лидию Владимировну Каледа (в девичестве Амбарцумову), с полным правом тоже можно назвать устроительницей тайного домашнего храма во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. А за полтора года до кончины, уже в Зачатьевском монастыре, она приняла монашеский постриг с именем Георгия – в честь преподобноисповедника Георгия (Лаврова) Даниловского – старца, у которого ее папа какое-то время окормлялся. И совершавший постриг наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (ныне – епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха), глядя на игумению Иулианию и новопостриженную монахиню Георгию, тепло сказал: «У каждого теперь свое послушание. Мама стала дочкой, а дочка стала мамой».
Матушка Иулиания вошла в мощную когорту созидателей эпохи новейшей церковной истории, став возобновительницей Зачатьевского монастыря и понеся тяжелый крест на этом пути. Сколько было трудностей – можно целые тома написать! Но сколько было поддержки отовсюду – об этом тоже можно писать и писать! Духовное ее становление проходило и в родной семье, и в храме святого пророка Илии в Обыденском переулке, прихожанкой которого она была. И где с семи лет исповедовалась протоиерею Александру Егорову. И где зародилось Сестринство в честь «Милостивой» иконы Божией Матери, и ему суждено было стать некой переходной формой к монашеской общине Зачатьевского монастыря.
В статье приводится несколько цитат из трогательных рассказов матушки, данных ею в разные годы. Много раз она слышала о начале священнического служения своего духовника отца Александра и вот что с улыбкой рассказала: «Он пришел в Обыденский храм совсем молоденьким священником, в 24 года. В то время там служили такие маститые протоиереи как отец Александр Толгский, отец Николай Тихомиров. И последние монахини разоренного Зачатьевского монастыря вдруг стали ходить к нему на исповедь. Казалось бы, ну мальчик по существу! Многие, даже батюшки, его звали: отец Александр – "Красно солнышко". В храме тогда было два отца Александра... Почему его так звали? Да потому что он был очень стеснительный. Когда к нему кто-то подходил под благословение, он стеснялся и покрывался румянцем. Позже от него самого я услышала, что когда монахини у него исповедовались, особенно матушка Антонина, матушка Нина, то они ему такие тайны приоткрывали, что неизвестно, кто у кого учился, кто у кого мудрости набирался. А мы с сестрами долго думали, почему же монахини стали ходить к молоденькому священнику, и как-то в очередной раз рассуждая на эту тему, пришли к мысли: видимо, так Господь управил – чтобы батюшка смог стать переходным мостиком к вновь открывшемуся монастырю. Он, действительно, как бы передал нам эстафету от старых монахинь».
В настоящее время игумения Иулиания несет одно из чрезвычайно ответственных послушаний в Церкви. Она – заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. А Зачатьевский монастырь хорошо знают не только прихожане и паломники, но и те монахини, которые были назначены настоятельницами монастырей или исполняющими обязанности настоятельниц, и приезжали сюда из разных епархий на стажировку.
Как формировалась личность известной в нашей Церкви и за ее пределами игумении, которой в ее юбилей хочется пожелать всесильной помощи Божией, здравия и спасения, а также несения игуменского креста всё с теми же трепетом и радостью, как все эти годы, читайте об этом в материале «Я счастлива, что родилась и выросла в православной семье и ни дня не была вне Церкви» на портале «Монастырский вестник».
Фото: Владимир Ходаков
Снимки также предоставлены архивом Зачатьевского монастыря
Рекомендуем другие публикации нашего канала: