11 августа 2008-го
Ездила в Биробиджан. Семейные дела. Фотоаппарат в спешке забыла.
Ехала в электричке "Ерофей". По соседству расположилась истинно еврейская пара из Биробиджана с истинно еврейской подругой с Сахалина. Расстелили салфеточки, вытащили салатики, бутерброды-булочки и морсик, под столом на сиденье стыдливо поставили коньячок. Это надо было видеть и слышать! Все нижеследующее произносится с красивейшим еврейским акцентом - заслушаешься.
"Игореня, не ешь ты эту стружку ( кальмарную )! Я куплю тебе настоящую стружку, нашу с Сахалина, и тогда ты скажешь, что то, что ты ешь сейчас - это крашеный минтай".
"Ты запомни, это корюшка воняет, а семечки - семечки пахнут".
"Ты знаешь, что говорил мой папа? "У меня уже руки выворачиваются, и кулаки выворачиваются. А что остается делать вывернутому? Конечно, только плакать". А теперь, Галя, повернись, пусть он нас сфотографирует. Морды толстые? А потому что мы серьезные женщины".
Умилялась и плакала.
Городок, как всегда, потряс и удивил. Правда, в этот раз было и приятное. Фонтан на вокзальной площади работал, с шипением, водяной пылью по ветру, двумя босоногими пацанами по мраморному ограждению и свадебной парой: она - растерянная и в очках, он - с залысинами и суетливый :) На ступеньках вокзала славно сидится... Забавный памятник переселенцам - конь, повозка, "водитель кобылы", пассажирка в платочке и самовар :) Какой-то металлический сплав.
Наконец добралась до местного Арбата, рядом с рынком (откровенно говоря, слегка раздражает привычка называть Арбатом любую более-менее пешеходную улицу в любом городе России). Честно - симпатично. Цветы, какие-то постаменты, скамейки, вазы. Конечно, все вылизанно-блестящее, но с этим можно смириться. Вокруг - сплошные магазины. На рынке продают абалденно вкусный варенец, отвратные сэндвичи и котлеты в тесте и ситцевые халатики по 80 рублей местного пошива :) Конечно, там есть и все остальное, что принято продавать на рынках более-менее приличного города, но внимание всегда обращаешь на особенности.
В закусочных от жары ползают мухи и продавцы, во всем городе только в одном месте можно найти трубочки для коктейлей (ясное дело, не первая необходимость, но мне очень надо было). И любимые бабушкой кукурузные трубочки здесь тоже дефицит.
Не могу сказать, что городок умирает. Нет. Но он находится в каком-то непонятном состоянии ожидания. Он ждет. Возможно, стабильности. Пинка для развития. Внезапного счастья в наступлении больших денег и вливаний. Но - стоит заметить - если раньше ожидание было отчаянным и готовым сорваться на крик, то теперь - чуть сытое, спокойное, слегка "обросшее" первыми благами. Приятно, однако.
А люди... Не могу писать о тех, с кем не общалась. Обычные люди. А те, с которыми общалась... Не могу сейчас об этом писать. Тяжело. Удивляет и убивает их специфическое понимание слова "жить". Потом как-нибудь, и, скорее всего, рассуждая...
P.S.: О Грузии и Ю. Осетии - кратко. Много писать не буду по той простой причине, что точной информации получила крупицы, а телевидению не верю. Да и инету не верю. Тут много пересказов и эмоций. Может, вообще на эту тему писать больше не захочу. Как знать.
Мне безразлично, кто виноват. Точнее, я не стремлюсь обвинять какую-то одну сторону. Более того, закрадывается мысль, что если бы на территории РФ кто-то рискнул бы отстаивать свою независимость и юридическо-политическую обособленность, то Россия тоже решилась бы на военное подавление. Другое дело, что весь окружающий антураж создает совсем другую картинку. Дело-то, по большому счету, не в политике, не в амбициях одних и желаниях других. И не в медлительности реакций Совбеза, прострации ЕС или зависимости ответов заинтересованных стран от других факторов. Дело - в жизнях людей. В трагедиях и потерях. России, Осетии, Грузии, Абхазии...
Когда теряешь - то потом тебе плевать на компенсации, суд и даже на смертную казнь виновных, транслируемую в прямом эфире на весь мир. Потому что твой мир уже рухнул. Убит. Еще тогда...