Приветствую. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одним из лучших представителей игр в жанре экономического симулятора, они же тайкуны — OpenTTD.
В OpenTTD вам предстоит взять под своё управление начинающую транспортную компанию и привести её к богатству, налаживая и развивая четыре вида транспорта:
- Автомобили
- Самолёты и вертолёты
- Корабли
- И поезда, которые являются главной изюминкой, что мы обязательно затронем.
Каждый из представленных видов транспорта может заниматься как пассажирскими, так и грузовыми перевозками. С течением времени, внутри игры станут доступны для использования новые модели транспортных средств, а некоторые старые станут недоступны, если не поменять один параметр по умолчанию в настройках.
Так же вместе с вашей компанией будут развиваться населённые пункты, внутри которых и в некотором радиусе вокруг них будет происходить игровой процесс, что позволит им разрастись от посёлка в несколько клеток в огромные мегаполисы, занимающие несколько экранов даже на современных мониторах!
Обычная игра охватывает временной промежуток в сто лет, начинаясь в 1950 году с паровозами и завершаясь в 2050 году, когда в вашем распоряжении есть скоростные поезда на магнитной подушке. Красота, да и только!
История создания TT, TTD, TTDPatch и, собственно, OpenTTD
А началось всё в далёком 1994 году, когда миру предстала легендарная Transport Tycoon за авторством шотландского разработчика Криса Сойера, который в дальнейшем выпустил не менее легендарную RollerCoaster Tycoon, и последовавшая за ней в 1995 году улучшенная версия — Transport Tycoon Deluxe. Игра быстро собрала вокруг себя активное сообщество игроков, которое продержалось много лет.
Разумеется, некоторые из этих игроков хотели видеть в игре больше возможностей, или же банальных исправлений ошибок и багов. Поэтому спустя несколько лет после релиза TTD, свет увидел фанатский патч под названием TTDPatch, исправляющий недочёты оригинала и добавлявший некоторое количество новых возможностей. Однако, далеко не все задумки можно было с лёгкостью реализовать по той простой причине, что Крис Сойер разрабатывал своё детище на языке ассемблера. Да и убывающая со временем популярность MS-DOS, под которую и делалась игра, тоже не помогала ситуации. Здесь стоит заметить, что был порт для Windows в 1999 году, который не сыскал большого успеха.
Поэтому в 2003 году один человек взялся за реверс инжиниринг TTD, дабы перевести игру на более удобный язык Си, и спустя год самая первая версия OpenTTD была готова. Этого человека зовут Людвиг Стригеус. Если вы когда-то пользовались или продолжаете пользоваться uTorrent или Spotify – он приложил свою руку и к этим проектам. Изначально для запуска OpenTTD требовал файлы оригинальной игры, однако уже к 2009 году фанатским сообществом были созданы бесплатные пакеты графики, музыки и звуков. С релизом версии 1.0.0 игра стала самостоятельной, но если пожелаете — оригинальные файлы игры всё так же можно добавить и играть с ними.
Игра до сих пор активно развивается и дорабатывается небольшим коллективом разработчиков, не говоря уже о целом море пользовательского контента, который можно загрузить прямо из главного меню игры. Также с 1 апреля 2021 года она доступна для скачивания не только с официального сайта, но и в сервисе Steam. Никаких шуток! :)
Некоторые отличия от оригинальной TTD
OpenTTD делает ряд важных геймплейных улучшений. Вот некоторые из них:
- Авторельс. Для облегчения построения длинных дорог/каналов/рельс существует инструмент, который позволяет не переключаться между необходимыми частями транспортной сети при, например, постройке поворотов. Инструмент самостоятельно подберёт нужный кусок рельс для строительства в зависимости от расположения курсора на игровой сетке.
- Продвинутые светофоры/семафоры. Куда более обширный набор железнодорожных светофоров/семафоров со слегка отличающимся функционалом даёт очень гибкий контроль над работой со сложными сетями железных дорог.
- Мультиплеер. В оригинальной игре был сетевой режим по локальной сети, в то время как OpenTTD позволяет играть через интернет на серверах с гораздо большим количеством игроков. Можно как соревноваться друг с другом, так и совместно управлять одной компанией.
- Настройка генератора мира. При создании игрового мира есть возможность задать размеры карты как оригинальные, так и огромные, вплоть до 4096х4096 игровых клеток. Помимо этого, можно настроить желаемые параметры мира, например количество рек/озёр, количество городов, индустрий и т.д.
- Пользовательские модификации. В OpenTTD есть встроенный браузер контента, созданный сообществом игроков, через который его же можно и скачать. Хотите начинать игру не с 1950, а с 1700-х годов? Есть такая модификация. Хотите разнообразить парк поездов? На выбор есть очень много паков. Карты? Сценарии? Модели поведения компьютерных оппонентов? Наборы звуков и графики, наконец? Всё это и не только доступно для скачивания, что в разы повышает и так высокую реиграбельность оригинала.
С более полным списком нововведений по сравнению с TTD можно ознакомиться на официальном сайте игры.
Немного советов
На случай, если моя статья сподвигнет вас на знакомство с игрой, или же возвращение спустя долгое время, вот несколько советов, которые облегчат игровой процесс:
- Поезда являются самым прибыльным и быстрым видом транспорта в игре. Если вы любите поезда и всё, что с ними связано, один лишь вид загруженной сети дорог с несколькими длинными составами будет греть душу, если конечно не напортачить со светофорами. :)
- Хорошим стартовым маршрутом будет поезд, доставляющий уголь из шахты в электростанцию. Старайтесь сделать маршрут не слишком коротким и не слишком длинным. Именно в таком случае можно неплохо подняться уже с пары-тройки грузовых составов.
- Альтернативно, если позволяет стартовый год (да, его можно менять!) - самолёты могут давать неплохой доход с пассажиров если расположить два аэропорта в разных концах карты. Однако, практически всегда пассажирские самолёты так же перевозят и почту, которая наверняка начнёт накапливаться в аэропортах и понижать его общий рейтинг, что несколько отражается на доходах.
- Если городская администрация не разрешает вам строительство на их территории — достаточно лишь посадить большое количество деревьев вокруг их населённого пункта, после чего они будут более лояльно относится к вашей компании. На эту тему можно шутить бесконечно.
- По возможности избегайте использования вертолётов. Они медленны, стоят примерно столько же, сколько и самолёты. Единственный плюс, который можно в них найти — им не нужно много места под вертолётную площадку, но с правильной планировкой строительства аэропортов в городах этот плюс можно свести на нет.
Заключение
OpenTTD, стоя на плечах Transport Tycoon, не только сохранила атмосферу оригинальной игры, но и привнесла новые возможности, которые позволяют ей оставаться популярной среди представителей жанра даже среди новых игр. За игровым процессом легко можно провести бессонную ночь, прямо в духе игр серии Civilization, поэтому играйте с осторожностью. : )
До встречи!