В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, положения которой говорят о необходимости создания всех необходимых условий для адаптации инвалидов в обществе, соблюдения их прав и свобод, в том числе на получение положенных ему услуг, льгот и выплат.
До настоящего времени информация в отношении инвалидов в Российской Федерации по отдельным показателям (образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение, выполнение индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов и программ реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинские услуги, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льгот, нуждаемость в улучшении жилищных условий и т.д.) находилась в ведении различных ведомств и была не доступна в оперативном и актуальном режиме.
Отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, об их уровне образования, трудовой занятости и потребности в мерах социальной защиты затрудняло проведение анализа социально-экономического положения инвалидов, осложняло процесс планирования реабилитационных мероприятий и оценки их эффективности, а также не позволяло инвалидам получать полную информацию об имеющихся у них правах и возможностях.
Изменить данную ситуацию позволило создание федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов ».
Создание такого реестра инвалидов предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов ».
Реестр инвалидов наполняется сведениями об исполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) органами власти субъектов Российской Федерации, иными организациями, оказывающими услуги инвалидам и представляет собой информационную систему, содержащую в себе всю информацию об инвалидах, для предоставления услуг инвалидам, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между такими органами власти.
Одним из достоинств реестра инвалидов является специально созданный Личный кабинет для инвалидов , в котором гражданин, признанный инвалидом, может получить информацию об инвалидности, рекомендованных и исполненных мероприятиях реабилитации и абилитации, положенных и предоставленных услугах и выплатах, а также обратиться за предоставлением услуг в электронном виде.