Нельзя сказать, что мы сталкиваемся с описанной ниже ситуацией повседневно, но пожары в квартирах случаются и хорошо, если обходится без жертв.
После пожара (как и после залива) в управляющую организацию приходят пострадавшие с вопросами о том, что делать и на кого подавать в суд. Сегодня мы опишем дело, наглядно показавшее, что если квартира сдаётся, то нужно понимать суть договора между собственником и квартирантами, чтобы правильно определить надлежащего ответчика.
О чём это мы? А вот о чем...
Осенью 2018 г. В одном из МКД в Томске случился пожар, в результате которого повреждена не только квартира, где находился очаг возгорания, но и соседняя квартира.
В рамках дознания по факту пожара проведена экспертиза, которой установлено, что причиной пожара послужило высокотемпературное воздействие разогретых под воздействием аварийного режима работы полупроводниковых элементов мультиварки на близкорасположенные горючие материалы с последующим распространением огня.
Собственник квартиры, в которой находился очаг возгорания, пояснил, что в квартире жили арендаторы (семья).
В результате пожара повреждено имущество в соседней квартире на общую сумму более трёхсот тысяч. Пострадавший сосед направила в адрес собственника-арендодателя претензию с предложением в добровольном порядке возместить причиненный пожаром ущерб, в чем было отказано.
Соответственно, был подан иск к собственнику о возмещении материального ущерба.
Ответчик нанял юристов. Которые активно возражали по исковым требованиям, указывая на то, что экспертизой не установлено нарушение ответчиком правил пожарной безопасности, ответчик на момент пожара в квартире не проживал. Режим, в котором работала мультиварка, предусмотрен производителем. Очагом пожара послужил корпус мультиварки, принадлежащей арендаторам, которые в период проживания в квартире несут бремя содержания имущества.
Советский районный суд г. Томска исследовал содержание представленного в дело договора аренды, расценил его как договор найма и в иске отказал, указав, что возникновение пожара в жилом помещении, принадлежащем ответчику на праве собственности, само по себе не свидетельствует о совершении ответчиком виновных противоправных действий.
Из положений ст. 678 ГК РФ, указал суд, следует обязанность нанимателя жилого помещения по обеспечению сохранности жилого помещения и поддержанию его в надлежащем состоянии.
Из договора аренды следует, что арендатор принял на себя обязанность использовать помещение только для проживания, обеспечивать сохранность помещения и находящегося в нем оборудования, поддерживать его в надлежащем санитарно-техническом состоянии, соблюдать правила пожарной безопасности. В случае аварии по вине арендатора – принимать все меры для их немедленного устранения за свой счет, а если авария произошла не по вине арендатора- принимать все меры для устранения аварии и незамедлительно сообщить об этом арендодателю.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Следовательно, наниматель также является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности.
Томский областной суд решение отменил, иск удовлетворил со ссылкой на то, что невыполнение ответчиком обязанности следить за принадлежащей ей квартирой и находящимся в ней оборудованием, контролировать соблюдение требований пожарной безопасности лицами, допущенными ею в жилое помещение, находится в причинно-следственной связи с возникновением пожара и причинением материального ущерба Истцу.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 3 и 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности, жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч.2 ст. 30 ЖК РФ).
В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст 38).
В ч. 2 ст. 38 указанного закона установлена ответственность квартиросъемщиков или арендаторов за нарушение требований пожарной безопасности только для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда.
Поскольку принадлежащее ответчику жилое помещение относится к частному жилищному фонду, указанная норма об ответственности арендатора, вопреки выводам суда первой инстанции, к спорным правоотношениям не применима. Кроме того, условия договора аренды не возлагают на арендатора обязанность по возмещению вреда третьим лицам.
Неправомерное бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении обязанности следить за принадлежащей ему квартирой и находящимся в ней оборудованием, контролировать соблюдение допущенными ею в жилое помещение третьими лицами требований пожарной безопасности при эксплуатации электроприборов и поддержание их в состоянии, исключающем причинение вреда иным лицам, находится в причинно-следственной связи с возникновением, распространением пожара и причинением истцу материального ущерба.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно освободил ответчика от гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного истцу ущерба.
Доводы ответчика о том, что в ходе доследственной проверки не установлена вина ответчика в возникновении пожара, не опровергают выводы судебной коллегии, поскольку устанавливался только вопрос о наличии в действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции , куда дело «уехало» по жалобе ответчика, оставил апелляционное определение без изменения, подтвердив, что, учитывая факт возникновения пожара вследствие неисправности электроприбора, находящегося в квартире, принадлежащей на праве собственности ответчику, выводы суда апелляционной инстанции о возложении на ответчика гражданско-правовой ответственности основаны на правильном применении положений ст. 210, 1064 ГК РФ и ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
Отмечено также, что ссылка в кассационной жалобе на договор аренды, предусматривающий обязанность арендатора соблюдать нормы пожарной безопасности, не опровергает правильности выводов суда апелляционной инстанции об ответственности перед истцом ответчика, который не лишен возможности в силу возникших с нанимателями правоотношений защитить свои права в ином установленном законом порядке.
Верховный Суд РФ рассмотрел дело и со ссылкой на ч. 4 ст. 17, ч. 4 ст. 30 ЖК РФ оставил судебные акты апелляционной и кассационной инстанций без изменения, указав, что бремя содержания собственником имущества предполагает также ответственность собственника за ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего содержания этого имущества.
Вступая в договорные отношения с известными ему третьими лицами по поводу пользования принадлежащим ему жилым помещением, указал ВС РФ, собственник вправе предусмотреть условия о соблюдении этими лицами противопожарных, санитарно-гигиенических и иных правил, а в случае их несоблюдения предъявить к лицам, с которыми он заключил договор, требования о возмещении причиненного ущерба, в том числе и в порядке регресса.
Заключение собственником договора с третьими лицами по поводу пользования жилым помещением не означает, что он перестает быть собственником этого имущества, и само по себе не освобождает его от обязанности по надлежащему содержанию своего имущества и соблюдению требований жилищного и гражданского законодательства.
В силу положений п. 2 ст. 1064 ГК РФ именно на собственнике жилого помещения лежит бремя доказывания того, что ущерб из-за возникшего в его жилом помещении пожара причинен не по его вине.
Вот карточки дела во всех инстанциях:
Компания «Бурмистр.ру» с 12 по 16 июня мы поведем VI всероссийский Слет по управлению МКД. Мест остается совсем немного! Торопитесь! Заявка здесь.