Найти тему

Хороший повод для нового роста цен.

Пробка в Суэцком канале.
Пробка в Суэцком канале.

Сегодня в новостях информация о том, что следовавший из Китая контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале и перекрыл движение по нему. В "пробке" заблокированы около сотни судов.

Тайваньская компания-фрахтователь Evergreen Line заявила, что Ever Given застрял случайно, отклонившись от курса из-за внезапно поднявшегося сильного ветра.

Статья не об этом. Статья резком росте стоимости морских перевозок.

За последние 4 месяца перевозка 40-футового контейнера стоила 2.5 тыс долл, теперь 6 – 8 тыс., сложился новый уровень ставок на перевозки из Китая и Юго-Восточной Азии.

Основной причиной сложившейся ситуации называют COVID-19. Экспорт Китая за время пандемии вырос более, чем на 20%. А вот импорт сократился. Импортировать в КНР нечего – заводы в США и ЕС стоят, они закрыты на карантин. В результате десятки тысяч пустых контейнеров скапливались в портах Европы и Северной Америки.

По данным международной судоходной организации BIMCO, Лос-Анджелес, крупнейший контейнерный порт США, импортировал 3,5 контейнера на каждый экспортированный в октябре. Чтобы хоть как-то разрешить ситуацию, в декабре назад грузоотправителям ушли рекордные 326 тысяч пустых контейнеров.

А ведь в нормальной ситуации никто контейнеровозы порожняком не гоняет, а они уходят в Азию и другие регионы заполненными американскими товарами.

Но и отправка пустых контейнеров назад ограничена. Небезопасно загружать весь корабль пустыми контейнерами, он будет не очень устойчивым, может опрокинуться в шторм. Нужен хоть какой-то груз или балласт. Поэтому пустые контейнеры продолжают скапливаться в портах Европы и Северной Америки, даже при том, что есть желающие оплатить их вывоз.

Глобальные перевозчики типа MSC, Maersk говорят, что якобы из активного флота пришлось вывести корабли с высоким содержанием серы в выбросах. Но переход на низкосернистое топливо, или дооборудование выхлопных труб судовых дизелей скрубберами (очистными устройствами) повысило бы стоимость перевозки не более чем на 7% или 200 долларов на вышеназванный маршрут 40-футового контейнера. В общем «научное» обоснование роста цен контейнерных перевозок есть.

А ведь перевозки несколько сократились вслед за общим спадом в мире вокруг пандемии. И даже до кризиса около 10% активного флота недоиспользовались – сотни контейнеровозов стояли на стоянках в районе Малаккского пролива «холодными», без экипажей. То есть, ставки должны были упасть или остаться прежними!

Как я уже писал ранее, с начала ноября 2020 года, как после сигнала в виде объявления СМИ о победе Байдена, наблюдается биржевой рост цен на сырьё и товары, примерно с этого же времени происходит и взрывной рост цен на морские контейнерные перевозки. Происходит взрывной рост криптовалют, особенно биткойна, который на слуху, растёт фондовый рынок. Не смотря на зимний рост стоимости энергоресурсов, они остаются в рамках характерных для последних лет и не могли оказывать влияния на рост цен, тем более, что расти они начали одновременно со всеми остальными активами. Сейчас во всем мире это главная причина потребительской инфляции.

Неизменными остаются лишь курсы валют, которые продолжают колебания в пределах установившихся коридоров. Ещё раз видим, что проблемы глобальной экономики перекладываются на плечи всего населения земного шара — обычного потребителя.

Что касается цен на контейнерные перевозки, то как пишет Политэконом: «Напрашивается аналогия с искусственным удорожанием нефти в 1970-е годы, когда для спасения долларовой системы из-за отказа США от золотого стандарта, США, Израиль и Саудовская Аравия устроили рост цен на нефть в 4 раза. А всплеск инфляции из-за нефти в западных странах послужил поводом для соглашений Базельского комитета, фактически запретившего центробанкам всех стран создавать новую денежную массу как эмиссию».

Вслед за ускоряющейся инфляцией в масштабах планеты, начинается обострение в международных отношениях, которые, кроме всего прочего, во многом играют роль отвлекающего момента. Все обсуждают, что сказал Бай ден, ответил П утин и многое другое вроде продажи конвертированного в NFT- токене виртуального дома за полмиллиона долларов, а в это время цены на повседневные товары растут по всему миру. Авария с контейнеровозом в Суэцком канале из этого ряда, есть повод сослаться на проблему и ещё повысить стоимость перевозок.

Невооружённым глазом видна цепочка событий: пандемия коронавируса вызывает остановку предприятий и проблемы в торговле, происходит увеличение денежной массы, якобы для смягчения последствий пандемии, что вызывает стремительный рост цен на всё, хотя не трудно заметить, что рост цен происходит, как по команде сразу после объявления о победе Байдена на президентских выборах со стороны СМИ США, параллельно с экономическими факторами постепенно начинается обострение на политическом фронте, а также в виртуальном пространстве, где происходят серьёзные сбои, то российских государственных сайтов, то глобальных соцсетей, что очень похоже на обмен ударами и пробу сил. Обстановка накаляется и происходит подготовка почвы к принятию новой реальности, как спасительного рецепта при решении накопившихся проблем, а на самом деле проблема одна — мировой экономический кризис, который не решён с 2008 года.

Остается только надеяться, что мир не дойдёт до того момента, когда остаётся последний довод королей.