Едет в трамвае человек после 20.00 и наблюдает ситуацию: пассажир передал кондуктору (не в столичных регионах ещё есть кондукторы) плату за проезд всю сумму (35руб) по 50копеек... Кондуктор, глубоко вздохнув, стала пересчитывать монеты и не сказала ни единого грубого слова данному пассажиру. ..
Вечер, однокомнатная квартира. Трое детей играют в шумную игру, мама на кухне наводит порядок, отец смотрит новости (дети своими громкими криками мешают ему воспринимать телевизионные речи). Разберём поведение разных отцов:
Отец А прикрикнул на детей и добавил громкости телевизору, продолжив его смотреть;
Отец Б подумал:"А что я смотрю телевизор? Дети-то мои растут, а я и не вижу их детство. .. Даже не смогу ответить на их повзослевших вопрос -Во что мы любили с ними играть." Он выключает ТВ и присоединиться к детской игре;
Отец В подумает мысли отца Б и добавит:"А где наша мама?! Может она с нами поиграет? А-а-а, мама на кухне наводит порядок после ужина" и подойдёт к детям с предложением пойти помочь маме вымыть посуду и потом все вместе всей семьёй весело продолжить играть.
КАК ПРОЯВЛЯТЬ СМИРЕНИЕ К ПОВЕДЕНИЮ ТОГО, С КЕМ ЖИВЁШЬ?
Мама А думает: "Весь день дома трудилась: гладила, мыла, стирала, варила! Думала, муж придёт-хоть вздохну. А муж пришёл, поел и взвалился на диван смотреть телевизор. А-а-а, как мне всё это надоело! Дети играют, орут-да ещё и с друзьями. Эх, я самая несчастная женщина"
Мама Б:"Так, всех накормила, сейчас домою посуду и присоединюсь к игре детей, буду следить, чтоб дети не мешали отцу"
Мама В придёт в комнату и в добром тоне скажет:"Ой, как у вас тут хорошо! У папы интересные новости, у вас-интересная игра. А я вам предлагаю занятие, которое ещё интересней-всем вместе помочь мне вымыть посуду, а потом все вместе продолжим играть и посмотрим новости в записи". И дети, и муж поддерживают маму.
Для того, чтобы в душе каждого человека царил мир, и он (Человек) с миром жил в мире, необходимо объективно безЭмоционально/без Эгоцентризма оценивать происходящую ситуацию, ответив на вопросы:
-"Что сейчас происходит?", "Почему это происходит?", "Если мне от этого тяжело, что я могу сделать/изменить, что бы всем была польза/и мне?" Переведём эту схему в реальную жизнь, к примеру, в рабочий день педагога в школе:
Заместитель директора неожиданно требует участия педагога во внеучебной деятельности, не требующей сверхчасовой работы. Почему неожиданно? "Да потому что до сих пор по внеучебной деятельности работают бессистемно, а ученики не хотят учиться/опаздывают на урок и вечно шумят".
Учитель А:"А-а-а, как мне этот бардак надоел!" и раздражённо, проклиная всё и всех станет трудиться над внеплановой работой. Как вы думаете, процесс внеплановой работы доставит учителю А радость? Его зло-кислое ввражение лица вызовет у учеников радость? На оба вопроса ответы: "НЕТ".
Учитель Б спокойно даст себе настрой: "Ладно. Надо, так надо. Буду делать только то, что мне скажут. Программы уроков у меня все составленны. Ничего, не убудет с меня".
Учитель В сделает глубокий вдох и выдох, с улыбкой сам себе скажет:"Так, дайте ка я разберусь в сути в новой взваленной на меня работы. Так, какие материалы отсюда я смогу применить на своих уроках? Вот это, это и это. А на следующем уроке ребятам расскажу, как я себя замотивировала на выполнение этой работы себе в радость. И начальство будет довольно, и ученикам в пример. А вось у ребят повысится учебная мотивация!"
РЕЗЮМЕ: все ситуации надо научиться воспринимать через призму эмоционального спокойствия и душевной любви к окружающим людям, т.е. без эгоцентризма. Злость и раздражение пораждает ненависть; пожелание/делание от чистого сердца добра окружающим порождает смирение (спокойное принятие факта обстоятельств без зацикленности на своей гордыне, взгляд на ситуацию через призму "добро окружающим людям" и напрааление ситуации на своём уровне в положительное русло).
МОЖНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ, ИЗМЕНИВ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ: чтоб и себе и окружающим была польза!
P.S. Александр Невский проявил смирение, когда откликнулся на просьбу о помощи новгородцев, которые ранее прогнали его от себя. А. Невский отодвинул свою гордыню на задний план и помог новгородцам одержать победу над немцами (Ледовое побоище 1242г.)
ВЫВОД: РАЗВИВАЕМ В СЕБЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ!
*******************************************
Отвечаю на вопросы читателя:
? Что такое рассудительность-безэмоциональный анализ ситуации с опорой на прямые/подтверждённые факты;
? На чём она основанна- на благоразумии, т.е. как сделать благо (хорошо/добро) и себе и окружающим;
? Как её (рассудительность) развивать - постоянным контролем над своими эмоциями (гнев, отвращение, страх). Когда я познавала мир, перед первой самостоятельной поездкой в автобусе от страха у меня в груди "дыхание спёрло", руки и ноги поледенели. Чтоб справиться с этой эмоцией, я задала себе вопрос:"Таня, чего ты боишься?", ответила: "Что не соображу, где мне выходить-проеду нужную остановку; что что-то сделаю не так", "Та-ак, когда сядешь в автобус, попроси кондуктора, чтоб он громко сказал "Следующая остановка Уссурийская"; "Что ты в автобусе можешь сделать не так: сядешь мимо кресла? Так ничего страшного, с тобой будут ехать люди, кто-то посмеётся, а кто-то поможет тебе присесть. Что ещё ты можешь сделать не так? Если у кого-то с кем-то возникнет конфликт, ты не вмешивайся. Езжай тихо, молча и смотри в окно". Подъехал автобус, я глубоко вздохнула-выдохнула и зашла в него. На одном из поворотов автобус резко затормозил, и...я неудержалась за поручень-приземлилась на пол на одно своё колено; слёзы моментально подскочили к глазам и захотелось громко зареветь, но вспомнив слово РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ-я сжав губы, молча поднялась и задала себе вопрос:"Почему упала?" "В руках еще очень мало сил и не смогла себя удержать" "Почему водитель так резко затормозил?" "Может кто-то неожиданно для него выскочил на дорогу, и он нажал на тормоза-чтоб избежать аварии" "Водитель виноват?" "Нет?" "Кто-то пострадал?" "Только моё правое колено" "Почему оно пострадало?" "Потому что я не смогла удержаться, руки слабы" "Ты можешь руки сделать сильнее?" "Да, могу. Надо их тренировать хотя бы отжиманием от стены" "Ну так вот тебе и мотив к действиям! Чтоб больше не падать, начинай тренироваться!"
И такой анализ я проводила после каждой неудачной ситуации, в которую попадала сама или которую наблюдала со стороны, а ещё читала рассказы о ситуациях из жизни и их анализировала. Таким образом мне удалось научится жить с "трезвой головой и холодным разумом". Признаюсь, не всегда получается-но большую часть жизни мне удаётся жить рассудительно.
А! Ещё мне помогло научится рассудительности, когда я попала на беседы со священником, которые были направленны на изучение Библии! И каждую встречу я поражалась тому, что в мире много несчастий; хотя вот уже прописана инструкция как можно многие несчастья избегать... Но это уже другие рассуждения