Найти тему
Большая перемен@

Личные границы в школе

Родион Жуков – психолог, который помогает преподавателям Skyeng с 2019 года. Его работа основана на гештальт-терапии и транзактном анализе. Он помогает выйти из профессионального выгорания, семейного или возрастного кризисов. А также определить токсичные отношения и осознать личные границы. Психолог помогает преподавателям быть счастливее и передавать частичку счастья ученикам при общении.

Родион помог нам разобраться в теме личных границ учителей и учеников в школе. Объяснил какие бывают виды границ и почему важно их соблюдать. А главное поделился одной практической концепцией для решения сложных ситуаций между преподавателями и обучающимися. Если вы искали данный материал, который поможет на несколько шагов улучшить взаимоотношения с учениками, то в этой статье мы им поделимся.

Цепочка терминов

Чтобы понимать, что такое личные границы в школе, давайте для начала немного поговорим о связке таких понятий, как школа > образование > учитель > развитие.

Каждое из данных понятий вытекает из другого, и вместе они создают цепочку. Первым термином в этой связке является школа . Это важнейший институт социализации. Основная задача школы, обеспечивать образованием и сформировать человека, который сможет интегрироваться в общество. Образованием напрямую в школе занимается учитель , который обеспечивает развитие ученика.

Развитие – объективный процесс внутреннего, последовательного и качественного изменения как физических, так и психологических сил человека. Отталкиваясь от этого термина, мы понимаем, что учитель не может воздействовать на физические изменения ученика. Однако, влияет на психологические: ощущение, восприятие, память, мышление, чувства и т. д.

Основной инструмент учителя – педагогическое общение. Это профессиональное взаимоотношение преподавателя с учениками, родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы. Такое общение подразумевает собой принятие учителем ответственности за установленный контакт и взаимодействие с другим человеком (учеником, родителем, учителем и т. д.). Однако контакта может не произойти если не будут соблюдаться личные границы с обеих сторон коммуникации. Поэтому так важно понимать что это такое и как мы можем их придерживаться, чтобы войти в контакт с обучающимися.

Что такое личные границы и какие они бывают?

В широком смысле личные границы – понимание и осознание собственного “Я”, как отдельной личности. Другими словами “как со мной можно”, а “как со мной нельзя” поступать. Когда человек понимает свои границы, он может соблюдать и ощущать границы других людей, что позволяет быть в контакте, понимать и взаимодействовать в обществе.

Процесс формирования личных границ длится в течение всей жизни. Фундамент закладывается в детстве, а осознанное “ощущение” границ происходит в подростковом возрасте. Учитель большую часть времени работает с подростками и своим примером помогает им различить и осознать свои границы. Поэтому так важно, чтобы преподаватель в первую очередь разобрался с пониманием себя и своих границ, которые бывают двух видов:

  • физические;
  • психологические.

Физические границы связаны со всем тем, что можно потрогать: мой стул, телефон, рюкзак и самое важное – мое тело. Все, что физически или материально может навредить ученику или учителю – нарушение данных границ. Например, когда учитель:

  • прикасается к ученику без разрешения (бьет, поворачивает в другую сторону, стучит по спине, чтобы ученик выровнялся и т. д.);
  • близко наклоняется и находится в зоне от 0-45 см от ученика во время разговора;
  • не отпускает в туалет;
  • отбирает личные вещи;
  • теряет тетради учащихся и т. д.

Ученик, в свою очередь, нарушает физические границы учителя, когда:

  • близко подходит к учителю во время разговора;
  • трогает без разрешения личные вещи;
  • портит материал, который подготавливал учитель для урока (распечатки, игрушки, доску и т. д.);
  • распространяет материал в интернете об учителе без его согласия (фотографии, аудиозаписи или видео с уроков);

Психологические границы – те, которые определяют, кем мы являемся, а кем нет. Это важно, так как если мы не будем знать пределы влияния и зоны ответственности, то это приведет к неприятным последствиям. Например, если брать слишком много на себя ответственности, то это приведет к эмоциональному или профессиональному выгоранию.

Психологические границы помогают понять: за что я отвечаю, а за что нет? Нарушение таких границ может идентифицироваться тем, что человек чувствует. Если вы или ученик чувствуете после коммуникации страх, злость, гнев, агрессию или вину, значит эмоциональные границы были нарушены. Например, если преподаватель:

  • использует мат при общении с учеником;
  • кричит и вымещает злость на уроке;
  • задает больше домашнего задания, чтобы у учащихся не было свободного времени;
  • доказывает, что мнение ученика неправильное, и не принимает его точку зрения;
  • обзывает ученика, стыдит и критикует внешний вид, то он нарушает психологические границы.

Ученик может нарушить границы, если:

  • повышает голос при общении и матерится;
  • срывает урок различными способами, например, намеренно задает учителю вопросы на отвлеченные от урока темы или забирает внимание других учеников;
  • обзывает и оскорбляет учителя.

Если физическим границам в школе более менее уделяют внимание, то психологические, к сожалению, часто не соблюдаются как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Результатом являются конфликты, которые все сложнее решить. Чтобы не запускать ситуацию с конфликтом, который может привести к разобщенности отношений с классом, можно применить “я-высказывание”.

Что такое “Я-высказывание” и как его применить?

“Я-сообщение” – способ донести до человека информацию, о том, что вам не нравится, но не через призму обвинения, а через свои чувства. Принцип в том, чтобы не говорить “Ты делаешь плохо или не неправильно”, а донести, что Я чувствую, когда происходит такая ситуация. Основная задача увести фокус с оценки поступков другого человека на себя, чтобы донести идею и решить конфликт. Этот термин впервые предложил Томас Гордон в 1970 году .

Схема данной концепции работает так: чувство > факт > пожелание.

  1. Чувство. Высказать свою эмоцию или чувство, которое вызывает определенный поступок другого человека;
  2. Факт. Описать поступок или действие человека, которое вызывает эти эмоции;
  3. Пожелание. Показать, как бы хотелось изменить, то что будет происходить в дальнейшем.

Данную концепцию можно применить как тет-а-тет с учеником, так и для всего класса. Конечно, если ситуация касается определенного ученика, то ни в коем случае не стоит её обсуждать при всех. Постарайтесь сделать это после урока наедине. Однако, если ситуация относится ко всему классу и вы хотите её сообщить сразу всем, то стоит это говорить в присутствии всех.

Например, класс уже несколько раз не выполняет домашнее задание. А если выполняет, то отправляет его на проверку либо перед самим уроком, либо через несколько недель, когда нужно выделять отдельное время. Учителя это расстраивает. Хотелось бы, чтобы класс соблюдал границы и не заставлял учителя тратить свое личное время на разбор “опоздавших” домашних работ. В данной ситуации можно сказать ученикам:

Чувство : "Я расстроен(а) или я чувствую себя оскорбленной(ым), или я испытываю разочарование и т.д.".

Факт : “Когда не выполняют домашнее задание”.

Пожелание : “Пожалуйста, выполняйте домашнюю работу вовремя”.

Важно понимать, что в таких ситуациях необходимо разговаривать с учеником с позиции “я-окей” и “ты-окей”, о которой Родион Жуков поделился в своей статье .

Также, чтобы применять данную концепцию, необходимо понимать себя и свои чувства. Учитель своим примером может показать, как стоит коммуницировать, так чтобы был результат. Ведь подростки только начинают осознанно подходить к определению чувств, что может иногда запутать. Попробуйте “Я-высказывание” в общении с учениками. Это будет отличный трамплин от сложных и запутанных конфликтов к уважительному общению друг другом.

Желаем вам всегда быть в контакте с учениками!