Передано в хадисе: «Какими будете вы, такими будут и ваши правители».
كَمَا تَكُونُوا يُوَلَّى عَلَيْكُمْ
Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (1/490) сказал:
"Слабый хадис . Его приводит ад-Дайлями по пути Яхйи ибн Хашима, передавшего от Юнуса ибн Абу Исхакъа со слов его отца и деда, передавшего от Абу Бакры, как восходящий к пророку. Также его передал аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» по пути Яхйи от Юнуса ибн Абу Исхакъа, передавшего от Абу Исхакъа как отосланный/мурсаль/ хадис. Яхйа относится к числу выдумщиков, однако, у (этого хадиса) есть другой путь у Ибн Джами’а в «Му’джам» (стр. 149) и аль-Къуда’и в «Муснаде» (1/47) со стороны Ахмада ибн ‘Усмана аль-Курмани, передавшего от Мубарака ибн Фадаля, передавшего от аль-Хасана со слов Абу Бакры, как восходящий к пророку. В его иснаде присутствуют неизвестные передатчики, как сказал об этом хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж аль-Кашшаф» (4/25). По этому пути его передал ас-Силяфи в «ат-Туюрият» (1/282).
Далее, смысл этого хадиса абсолютно неверный, так как в истории случалось, что праведный человек становился правителем в след за неправедным, а народ оставался тем же».
Также Албани назвал этот хадис слабым в "Джами ад-даиф" (4275)
Заркъани в "Мухтасар аль-макъасид" (772), Саффарини в "Шарх китаб аш-Шихаб" (103) и ДжаруЛлах ас-Со'ди "ан-Навафих аль-'атира" (261) назвали хадис слабым
Самхуди в «Гамаз» (206) сказал, что в его иснаде - слабый Яхья ибн Хашим
Шаукани в "Аль-Фаваид аль-маджмуа" (210) сказал, что в иснаде выдумщик и в нём же имеется разрыв.
Ибн Хаджар в «аль-Кафи аш-шафи» (46), Сахави в "Макъасид аль-хасана" (385) и Аль-Аджалуни «Кашфуль Хафа» (2/166) сказали, что в его иснаде - неизвестный.
========================================
Мухаммад аль-Вардак в своей статье о том, как шейх Мукъбиль относился к власти, приводит ряд высказываний ученых, суть которых сводится к тому, что люди имеют таких правителей, которых они заслуживают.
И между всем этим также упоминает следующее: "И передается , что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает.
Передали Ибн Хишам (1/424-425) и аз-Захаби в «ас-Сира ан-Набавийа» (стр. 189-190)
Действительно, это передаёт Ибн Хишам в своей "Сире":
Сказал Ибн Исхакъ: Рассказал мне аз-Зухри , что Пророк пришел к Бану Амир ибн Са'са' и призвал их к Аллаху и предложил им себя. Один из них, по имени Байхара ибн Фирас, сказал: «Ей-богу, если бы я взял этого юношу от курайшитов, то съел бы арабов при его помощи». Потом Пророку сказал: «Ты думаешь, что, если мы последуем твоему делу, потом Аллах поможет тебе победить тех, кто тебе противодействует? Будет ли нам за это что-нибудь?» Пророк ответил: «Власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает»
Думаю, что слово "передаётся" им было сказано неспроста, с понимание того, что данный хадис - слабый .
Здесь - мурсаль Зухри, который не принимается как достоверный.
Затем. На самом деле, смысл этого хадиса, конечно же, может быть принят. С определённым пониманием. Не таким, каковым его хочет преподнести автор.
Слова о том, что "власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает" в контексте позиции "какими будете вы, такими будут и ваши правители" несёт в себе сплошную безнадёгу... Ибо люди, в своём большинстве, всегда будут достойны порицания, за те или иные свои грехи... И всегда можно будет сказать, что власть - от Аллаха, а посему воспринимай её как должное: как наказание за твои - нескончаемые! - грехи. Нескончаемое количество времени.
Между тем, коранический контекст слов "власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает" несёт в себе совершенно иную смысловую нагрузку, призывающую к активности и изменению порочной реальности, а не самоистязающей покорности ей.
Вот, например, прошу обратить внимание на то, в каком контексте употребляет подобные слова Сам Всевышний Аллах:
Муса (Моисей) сказал своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным» (7: 128)
Сказал ас-Са'ди в комментарии к этому аяту: "Пророк Муса наставлял своих соплеменников, которые никак не могли изменить сложившееся положение самостоятельно и рассчитывали только на божественную помощь и поддержку. Муса сказал: «Верьте в то, что Аллах поможет вам обрести добро и защитит вас от зла. Уповайте на Него и надейтесь на то, что Он увенчает ваше дело успехом . Терпеливо сносите все, что выпадает на вашу долю, и ждите скорого облегчения. Земля целиком принадлежит Аллаху и не является собственностью Фараона или его окружения , а потому они не смогут бесчинствовать на ней. Аллах дарует землю в наследие тем из Своих рабов, кому пожелает. Земли переходят от одних народов к другим в строгом соответствии с Его волей и мудростью, однако благой конец всегда остается за богобоязненными . Они непременно одержат победу, даже если им придется пройти через серьезное и продолжительное испытание». В этом аяте раскрываются некоторые обязанности рабов. Если они обладают достаточной силой, чтобы избавиться от притеснения, то они должны сделать это, но если они не обладают такой силой, то должны терпеть, просить Аллаха о помощи и дожидаться облегчения".
Сказал ли Муса своим последователям, что они имеют таких правителей, каких заслуживают? Нет же! Но сказал ждать, терпеть и уповать на Аллаха, будучи уверенными в том, что власть беззаконников обязательно падёт. После чего, в соответствии с повелениями своего Господа, предпринял всё от себя зависящее, чтобы изменить положение в лучшую сторону.
Очевидно, что логика призыва Мусы, мир ему, состояла в том, что не правители бывают такими, каковыми бывают подвластные им люди, а, наоборот, народ бывает таковым, каковыми бывают его правители. Воистину, в нём - пример для подражания людям, обладающих разумом. Так почему же мы говорим то, к чему не был причастен призыв пророков, мир им!?
И всё таки - наоборот: какими бывают правители, такими бывают и люди.
Ведь неспроста же, например, в своих многочисленных посланиях правителям, посланник Аллаха, ﷺ, возлагал ответственность за народы именно на них.
Так, в своём послании к Ираклию , посланник Аллаха, ﷺ, сказал ему: "А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян! "
Также в своём Послании пророка Мухаммада , ﷺ , Мукавкасу, правителю Христиан Египта , сказано: «..Прими Ислам и ты спасешься – Аллах одарит тебя двойной наградой. Если же ты отвергнешь послание Аллаха, то будешь ответственен за грех тех, кто последовал за тобой»
Затем, в Послании пророка Мухаммада , ﷺ , Хосрву II, царю персов , говорится: «...Прими ислам – и ты будешь спасен. А если ты откажешься от него, то на тебе вина огнепоклонников/маджусов, (которые находятся в твоём подчинении)».
А в послании пророка, ﷺ, негусу аль-Асхаму, императору Эфиопии , сказано: "...Обращаюсь к тебе с призывом к Исламу, ибо, поистине, я – посланник Его. Прими Ислам, и ты будешь спасен! ... Если же ты откажешься, то понесешь на себе (бремя) греха (всех) христиан твоего народа" .
Неспроста заблуждение и истинный путь народов сподвижники связывали с их правителями, а не наоборот.
Ибн Касир в «Аль-Бидая ва ан-нихая (История от начала и до конца)» упомянул о том, что Са'д ибн Абу Ваккас да будет доволен им Аллах) отправил военную добычу хосроя Умару, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из мусульман ничего не присвоил. Когда они пришли к Умару, он сказал: «Поистине, люди, которые принесли это, честны и достойны доверия!». Али сказал ему: «О повелитель правоверных! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!»
Иснада у этого сообщения я не нашёл.
Между тем, Дарими в "Сунан" (253) хорошим иснадом передал , что Умар сказал: «...Если кто-то возглавит свой народ со знанием, то это станет жизнью для него и для них, а если кто-то возглавит свой народ без знания, то это станет погибелью для него и для них».
И как же эти слова далеки от того, чтобы обвинять людей в том, что им достаются те правители, которых они "заслужили"!
Также Бухари в "Сахих" (3834) передал , что Зайнаб из племени ахмаситов сказала Абу Бакру: «О преемник Посланника Аллаха! Сколько будем мы придерживаться этого благого дела, которое даровал нам Аллах после времён невежества?» Абу Бакр ответил: «Вы будете придерживаться его столько, сколько будут придерживаться его ваши предводители» . Она спросила: «Что за предводители?» Абу Бакр ответил: «Разве у твоего народа нет предводителей и знатных людей, которые велят остальным сделать что-то и которым те подчиняются?» Она ответила: «Конечно, были». Абу Бакр сказал: «Вот о них я и говорю».
Ибн Хаджар аль-Аскаляни , комментируя это асар, сказал:
قَوْلُهُ : ( أَئِمَّتُكُمْ ) أَيْ لِأَنَّ النَّاسَ عَلَى دِينِ مُلُوكِهِمْ
«Люди исповедуют ту религию, которую исповедуют их правители»
Затем. Сказал также аль-Газали :
ففساد الرعايا بفساد الملوك وفساد الملوك بفساد العلماء وفساد العلما
«Подданные портятся из-за испорченности правителей, а правители портятся из-за испорченности учёных».
«Ихья улюм ад-дин» (2/357 )
Также Ибн Таймийа , в свою очередь, в «Маджму аль фатава » сказал:
وَمَعْلُومٌ أَنَّهُ إذَا اسْتَقَامَ " وُلَاةُ الْأُمُورِ " الَّذِينَ يَحْكُمُونَ فِي النُّفُوسِ وَالْأَمْوَالِ اسْتَقَامَ عَامَّةُ النَّاسِ
«Известно, что когда обладатели власти, которые распоряжаются жизнями и богатствами людей, стоят на истине, то люди так же стоят на ней».
А Ибн Касир в «Аль-Бидая ва ан-Нихая» (9/165 ) уделяет отдельное место тому, как народ подвергается хорошему влиянию хорошего правителя и наоборот:
«Аль-Валида (Аль-Валид I ибн Абдуль-Малик) заботило строительство, и люди так же, встречая друг друга, спрашивали: «Что ты построил? Что облагородил?». Младший брат его Сулейман (Сулейман ибн Абдуль-Малик) был озабочен женщинами, и люди так же, встречая друг друга, спрашивали: «Сколько у тебя жён? Что у тебя из наложниц?». Умара ибн Абдуль-Азиза заботило чтение Корана, намаз и поклонение, и люди так же, встречая друг друга, спрашивали: «Сколько ты прочитал? Сколько ты читаешь каждый день? Какой намаз ты вчера совершил?».
Желающий утвердится в огромном влиянии правителей на судьбы народов должен просто обратить свой взор на те из них, которые тысячелетиями были едины между собой в своих устремлениях, а ныне разделены различным, по сути, правлением. Посмотри же, человек, хотя бы на корейцев. Народ один и тот же, но сколь различно положение тех, кто проживает в Северной и Южной Кореях! Посмотрите на то, в каком разном положении оказались немцы в то время, когда были разделены между собой на социалистическое и капиталистическое государства.
И в завершение предоставлю слово Абу Низару аш-Шами : "Очередное вводящее в заблуждение понятие... заключается в том, что в порочности правителей виновата сама Умма. Так, если правитель чинит гнёт и несправедливость, то мы тычем пальцами в угнетённого и хлещем ему по спине! Это понятие не только снимает тагута со скамьи обвиняемого и усаживает на его место Умму, но ещё и обеспечивает тагута безопасностью от любого вреда и попытки его исправить в будущем, и он продолжает угнетать всё сильней. Наряду с этим, данное понятие предлагает всего лишь один способ избавиться от гнёта правителя, а именно — усилить нашу связь с Аллахом и ждать. А если правитель ничем не изменился или стал хуже, значит, наши индивидуальные поклонения недостаточны, в глубине души мы всё ещё порочны, ведь правители не поменялись — вот доказательство! В итоге благочестие Уммы измеряется ими благочестием правителей, а греховность правителей указывает на греховность Уммы. Так в два счёта отсекается любая рука, протянутая к правителям, чтобы их изменить, любой палец, обвинительно указывающий на них, а все стрелы летят в грудь пострадавшего"
И как же это всё далеко от понимания сахабов! Да убережёт нас от него Всевышний Аллах.
==========================
Ибн Арабшах (791-854 г.х../1389-1450 г.м.) (1/7 )
فان الناس على دين ملوكهم وسالكون طرائق سلوكهم
Абд-уль-Малик Рамадани написал целую книгу, назвав её "Кама такуну ювалли алейкум" ("Какими будете вы, такими будут ваши правители")
Абу Яхъя Крымский записал цикл лекций на тему «Какими будете вы, такими будут ваши правители»
С.-Х. Акилов: "Если вы будете плохими, Аллах пошлёт вам плохих правителей. Какие вы, такие и они"
***
PS:
Примите также к сведению пару умных фраз от Виктора Шендеровича:
***
Статья в блоге ее автора: https://youloy-ruslan.livejournal.com/176181.html