В интернете весьма много пишут о том, что в КНДР якобы никогда не создавали оригинальных автомобилей. Это так. Но лишь отчасти. Безусловно Корея не обладала по большому счёту никакими собственными технологиями, поэтому всецело полагалась на помощь товарищей. Да и времена были не те, постоянная угроза столкновения с Югом сыграла свою негативную роль. Экономика была строго военная, большинство бюджета уходило на поддержание армии и производство оружия. И вот с оружием у Северной Кореи всегда всё было неплохо. Но что до автопрома? Были ли там попытки создать нечто своё? Были! Да ещё какие. Давайте пойдём по порядку.
Paektusan (1979) Неизвестный седан Pyongsang Auto Works. Название переводится как «Гора Пайкду». Впервые был замечен в фильме Uliga saneun geoli 1982 года. К сожалению точно сказать об агрегатах и платформе пока не представляется возможным, так как этот автомобиль не был крупносерийным. Полагаем, что Paektusan сделан на базе ГАЗ-24 Волга, которая активно поставлялась в КНДР. Косвенным подтверждением тому являются схожие размеры и одинаковые колеса, которые предположительно были взяты от советского седана. О серийном производстве ничего неизвестно, полагаем, что было выпущено всего несколько экземпляров. В рассуждениях о двигателе мы, скорее всего, не ошибёмся если предположим, что под капотом скрывается советский рядный четырёхцилиндровый бензиновый агрегат ЗМЗ-24, который выдавал 95 л.с. (186 Нм).
Kaengsaeng-88 (Pyonyang 4.10) (1988) - представлял собой нелицензионный северокорейский клон Mercedes-Benz 190 W201, который дебютировал в Германии в 1982 году. Согласно неподтвержденным источникам, Mercedes-Benz 190 был импортирован в 1987 году из Таиланда в КНДР. Уже на месте он был осмотрен северокорейскими специалистами. Автомобиль разобрали до винтика, после чего методом обратной разработки создали свою копию. Лицензии от Daimler-Benz, разумеется, не было.
Внешне машина во многом соответствовала немецкой модели. В отличие от своего прототипа, Kaengsaeng-88 оснащался новой, оригинальной решеткой радиатора, которая не имела Мерседесовской звезды. Отличительной чертой являлись характерные горизонтальные хромированные полосы (без классической для Mercedes центральной оси) и эмблема корейского производителя Pyongsang посередине. Согласно западным источникам, автомобиль комплектовался двигателем от внедорожника Kaengsaeng-68, который по некоторым данным представляет копию советского ГАЗ-21Б (65 л.с., 158 Нм). Из-за достаточно малой мощности, модель наверняка испытывала проблемы с динамикой. Однако такая версия несостоятельна. Чтобы адаптировать советский силовой агрегат, скорее всего пришлось бы весьма сильно перекраивать конструкцию, что явно было вне компетенций корейских специалистов. После изучения актуальной на тот момент линейки силовых установок, мы сделали вывод, что вполне вероятно Kaengsaeng-88 мог комплектоваться самым бюджетным четырёхцилинлровым двигателем М102.92 объёмом 2.0 литра. Мощность составляла 105 лошадиных сил (170 Нм).
Несмотря на то, что официально машина стала выпускаться в 1988 году, на деле же сборка первых экземпляров состоялась ещё в 1987, но ненадолго, уже в 1988 история модели закончилась, после постройки нескольких автомобилей. Свидетельств крупносерийного производства нет. Так же, как и нет сведений о количестве произведенных машин. Западные источники говорят о «нескольких прототипах», отдельные из которых якобы будут использоваться в столице Северной Кореи до 2015 года.
Те же западные источники распространили информацию об отсутствии в автомобиле отопителя и какой-бы то ни было вентиляции, якобы там не открывались окна, а при езде дорожная пыль каким то неведомым образом легко проникала в салон. К сожалению проверить эти мифы на сегодняшний момент не представляется возможным. Интересно, что Kaengsaeng-88 имел только водительское зеркало заднего вида.
Название Kaengsaeng, как вы уже знаете, переводится как «Самостоятельность», однако модель имеет и альтернативное название - Pyongyang 4.10, в честь столицы КНДР - Пхеньяна. Индекс 4.10 относится к 10 апреля 1987 года, в тот день Ким Ир Сен объявил о расширении производства автомобилей в Северной Корее, чтобы конкурировать с южной частью страны.
Похоже в КНДР к Мерседесам испытывают особый пиетет, поэтому и последней легковой моделью завода тоже стал немец.
Paektusan (1990) Название переводится как «Гора Пайкду». Как и Kaengsaeng 88, является нелицензионной копией Mercedes-Benz 190 W201. Однако с этой машиной всё сильно сложнее. Есть вероятность, что этот автомобиль является настоящим Мерседесом, на котором трехлучевую звезду заменили на пятилучевую (Обратите особое внимание).
О технической начинке и возможном тираже "производства" ничего неизвестно. Понятно только то, что машины экспонировались в выставочном комплексе Трех Революций. Причем в начале 90-ых был представлен автомобиль в красном цвете, а уже в 1995 году японские туристы увидели Paektusan в синем цвете. Есть основания предполагать, что это был тот же автомобиль, только перекрашенный.
А на этом всё, в следующих статьях мы рассмотрим грузовую линейку Pyongsang Auto Works.