Доброго времени суток.
Как правило, большинство фильмов захватывает наше внимание в тот момент, когда мы слышим о его концепции, - будь то «История игрушек», повествующая о разумных игрушках, фантастический боевик «Начало», действие которого полностью происходит во сне, или «Звёздные войны», раскрывающие перед зрителем события далёкой-далёкой галактики, полной джедаев.
Концепция – это крючок, помогающий зацепить зрителя. Во многом на концепцию насаживают остальные элементы (сюжет, персонажи, диалоги и прочее). К сожалению, придумать хорошую концепцию временами проще, чем снять по ней хороший фильм. Голливуд полон примеров картин, которые несмотря на многообещающую концепцию, оказались средненькими проходняками. Давайте посмотрим на несколько подобных примеров.
Приятного чтения!
Хэнкок
Концепция: Что, если парень со сверхспособностями окажется депрессивным любителем пропустить стаканчик, который своей супергеройской деятельностью причинил больше ущерба, чем оказалось бы при его бездействии?
В 2008 году стояла большая шумиха вокруг чёрного комедийного супергеройского фильма, обладающего впечатляющим на то время бюджетом в 150 миллионов долларов и прекрасным актёрским составом (Уилл Смит, Шарлиз Терон, Джейсон Бейтман).
Что получилось: Как это часто бывает с крупнобюджетными фильмами, интересная оригинальная идея была почти полностью отшлифована во время съёмок. «Хэнкок» основан на сценарии под названием «Сегодня вечером он придёт», который долгое время пылился в Голливуде.
Сценарий, который изначально подразумевал рейтинг R , то есть более жёсткий тон повествования, смягчили в сторону «семейного просмотра», добавив весьма запутанную и сентиментальную сюжетную линию с Мэри Эмбри.
Общепризнанно, что «Хэнкок» начинает прекрасно, но где-то на середине картины всё меняется. Вторая часть совсем не вяжется с установленным первой половиной тоном. Героя-неудачника вплели в любовную линию и истории о мифах и древних цивилизациях. Пусть «Хэнкок» собрал 620 миллионов долларов, фильм не смог в полной мере раскрыть свою задумку, за что и получил много смешанных отзывов.
Время
Концепция: 22-й век. Единственная и самая твёрдая валюта в мире – время. Люди генетически запрограммированы так, что в 25 лет перестают стареть, но получают один год жизни. Остальное время нужно заработать (или украсть). Бедные вынуждены чуть ли не ежедневно сражаться за жизнь, а богатые практически обрели бессмертие.
Номинированный на премию «Оскар» сценарист Эндрю Никкол («Гаттака», «Шоу Трумана») был нанят для написания сценария и режиссуры фильма, и, с учётом его значимых научно-фантастических фильмов, многие ожидали, что «Время» получится шедевром.
Что получилось: «Время» - один из примеров «невероятной задумки и ужасного исполнения". Несмотря на интригующее построение мира, отсутствие последовательной логики во вселенной и парочка совершенно ничем не примечательных главных героев делает фильм горьким разочарованием.
Смехотворно неуклюжая в своих попытках исследовать классовые различия в современном обществе, история Никкола даже не начинает царапать поверхность своего безграничного потенциала. Может быть, кто-то переделает его в далёком будущем и сможет раскрыть все грани прекрасной задумки.
Терминатор: Да придёт спаситель
Концепция: Что если фанаты «Терминатора» наконец-то получат тот фильм о будущей войне, о котором они просили долгие годы? И что если Кристиан Бэйл сыграет Джона Коннора?
Что получилось: Даже с сомнительным послужным списком режиссёра МакДжи было невероятно легко очароваться потрясающим маркетингом, который местами выглядел как грубый упрёк спорному «Терминатору 3».
Тем не менее, на практике «Спаситель» оказался серым, посредственным блокбастером, в котором не чувствовалось духа первых двух частей. Кроме того, сюжетный твист с Маркусом Райтом (гибридом человека и машины), был слит в маркетинге, лишив фильм хоть какого-нибудь плюса.
Даже Кристиан Бэйл, которого нельзя упрекнуть в отсутствие актёрского мастерства, не совсем попал в роль Джона Коннора. Создатели картины не смогли раскрыть героическую и конфликтную природу лидера сопротивления. Вишенка на торте провала - CGI версия Арнольда Шварценеггера, которую можно назвать примеров одного из самых неудачных фан-сервисов.
Пассажиры
Концепция: На космическом корабле, перевозящем 5000 колонистов на другую планету, возникает неполадка, в результате чего один из пассажиров, Джим Престон, просыпается на 90 лет раньше.
Чтобы предотвратить опустошающее одиночество, Престон решил разбудить другого пассажира, Аврору Лейн, без её ведома или согласия.
Что получилось: Тон и маркетинг фильма были неправильными. Хотя Columbia решили скрыть тот факт, что Джим – причина пробуждения Авроры, она всплыла в раннем синопсисе, выпущенном студией.
Но проблема даже не в этом. Сценарий и режиссура не только не смогли адекватно передать агонию затруднительного положения Престона, но и настаивали на том, что роман между Джимом и Авророй – подлинный, а не, например, возвышенно-жуткий.
Давайте представим, что повествование велось бы не с точки зрения Джима, а с точки зрения Авроры. Она просыпается, понимая всю горечь своего положения. На борту она встречает Джима, который, якобы, столкнулся с той же самой проблемой. Между ними зарождается роман, но в третьем акте вскрывается отчаянный поступок Джима. Фильм, который нам преподносят как сомнительную историю любви, мог бы стать жуткой историей с двойным дном, поднимая тему одиночества и морали.