Подход к личному автомобилю меняется. Он становится условно личным, но при этом старается не утратить удобств, за которые его ценят. Новые виды владения машиной добрались до России и набирают популярность.
Молодёжь, выросшая со смартфоном в руке и которую сейчас называют поколением зумеров, не приемлет старого подхода к вещам. Она не хочет покупать, она хочет «шерить» — потреблять совместно, разумно и с минимальными затратами. Ярче всего это проявляется на примере дорогих вещей: квартир, домов, автомобилей. Преимущества последнего в удобстве и комфорте над общественным транспортом очевидны. Но покупать, да ещё и влезая в кредит, выходит из моды. Что же предпочитают люди XXI века?
Такси
Во многих странах такси остаётся сравнительно дорогим видом транспорта и «в булочную» на нём не ездят. У нас по-другому. В небольших городах, где автобусное сообщение слабое, а личная машина по карману не всем, такси до сих пор возит за 50–100 рублей, и это выход из положения, если другого транспорта нет. В Москве и других крупных городах свою волю в этой сфере диктуют агрегаторы. С их приходом водители обеспечены заказами. Однако перевозчиков многие тысячи, а цены едва покрывают затраты, оставляя таксистам весьма скромную зарплату за многочасовой труд. Особенно в сегменте «эконом», на который приходится основная доля поездок.
Клиенты в выигрыше. Такси недорогое, приезжает по заказу из мобильного приложения в течение нескольких минут. И на нём ездят до ближайшего магазина или метро, некоторым оно полноценно заменило личную машину. Особенно в свете обостряющихся проблем с пробками, платными парковками, дорожающим содержанием своего автомобиля. Вот только уровень водителей оставляет желать лучшего. Агрегаторы божатся, что тщательно его контролируют. На деле же им это неинтересно — шли бы деньги. Вдобавок «дармовые» тарифы вынуждают людей работать буквально сутки напролёт. Отсюда усталость, невнимательность, сон за рулём. Как следствие — риски для пассажиров. Многим в такси не нравится именно аспект с водителями. Однако в целом сегодня такси следует признать полноценным повседневным транспортом для тысяч людей.
Каршеринг
Массовое нашествие каршеринга в России началось осенью 2015 года с запуска «Делимобиля». На пике количество операторов в одной только Москве достигало полутора десятков. Сервис работает во многих крупных городах и на южных курортах. Поначалу предлагалось только то, что подразумевается самим названием — краткосрочная, поминутная аренда машины по системе «всё включено». Клиент оплачивает минуты, а бензин, мойки, обслуживание и даже платные парковки идут за счёт компании. Удобно! Потом появились тарифы на несколько часов и даже дней, расширилась зона аренды, к массовым моделям добавились имиджевые и премиальные, а также коммерческие фургоны.
Две выгоды каршеринга по сравнению с такси: вы сами за рулём и ведёте, как вам нравится, а поездка обходится дешевле такси. Риски — повредить арендный автомобиль и попасть на штрафы от компании. Их списывают с привязанной к аккаунту клиента банковской карты без предупреждения. Доказывать, что вы не виноваты, придётся уже без денег на счёте.
Поначалу, когда «шеринговых» машин было немного, пользоваться было не слишком удобно. Приходилось далеко идти, а иногда рядом, в разумной близости, вообще не оказывалось автомобиля. Сейчас не так. В округе, если речь идёт о «цивилизованных» местах, всегда окажется несколько от разных операторов: выбирай на свой вкус и кошелёк. А в центре счёт будет идти на десятки. Сейчас Москва занимает первое место в мире по размерам парка каршеринга. Сервис стал особенно популярным у работающих в зоне платной парковки. На иных улицах около бизнес-центров днём стоят сплошь машины в характерной оклейке.
Снижать обороты каршеринг не собирается. Сервис современный и нужный. Однако на него есть и жалобы. Основная — засилье «левых» аккаунтов, под которыми автомобили арендуют люди без какой-либо ответственности. Да и честные клиенты порой относятся к ПДД наплевательски. Ответом на это стало пристальное внимание инспекторов ГИБДД к каршерингу. Наравне с такси его останавливают для проверки очень часто. В планах дать гаишникам право проверять аккаунт сидящего за рулём, а сами операторы собираются внедрить более эффективные меры идентификации водителей и их контроля. Вдобавок жалуются жители города, у домов которых «прописалось» особенно много автомобилей краткосрочной аренды. Формально сделать с ними ничего нельзя, закон не нарушен. А власти только и рады тому, что машин становится больше. Компании на недостаток клиентов тоже не жалуются.
Подписка
Самое новое изобретение — автомобили по подписке. Суть близка к каршерингу, но арена распространяется на больший срок, от месяца до года-двух. В течение всего срока вы ездите на одной машине, ни с кем её не деля. Фактически она ваша. В тариф входят сезонная смена шин, плановое ТО, страховка. У некоторых марок — возможность до нескольких раз кратковременно сменить автомобиль (например, седан на кроссовер для поездок в отпуск) и услуга доставки машины к подъезду (например, после обслуживания). Из своего кармана платите за мойки, парковку и бензин. Нюанс: вам выдают новый автомобиль, и вернуть его нужно в идеальном состоянии. За каждый дефект кузова или салона заплатите по прейскуранту.
Подписка пока не набрала обороты. Однако её предлагают у нас Kia, Hyundai, Genesis , Jeep и Volvo , оператор каршеринга «Яндекс.Драйв». Готовятся запустить и другие марки. Ходят слухи, что некоторые из грядущих новинок станут предлагать только по подписке и не пустят в традиционную продажу. Как минимум — на первых порах. А в будущем сервис может вообще вытеснить привычную нам форму обладания автомобилем. Подписка выглядит самой достойной заменой личной машине. Хотя проблем с парковкой она не снимает.