Расстояние от кубинской столицы Гаваны до крупного американского города Майами составляет по прямой 378 километров. Правда, между ними расположено море, но это не останавливает тех кубинцев, которые жаждут перебраться на ПМЖ к своим соседям. Они и летят, и плывут, да и ехали бы в Соединенные Штаты, если б это было возможно.
Советских граждан, которые 30-40 лет назад находились в том же непростом положении, отделяли от свободной и прекрасной Америки многие тысячи километров – не считать же Берингов пролив удобной дорогой? Но им также запрещали эмиграцию – государственные органы просто не выдавали визы. Тем не менее, уехать желали многие.
Поскольку добиться права на переезд было очень сложно, наиболее отчаянные шли на самые неприятные меры. Неудачная попытка перелета в Америку знаменитой творческой семьи Овечкиных в 1988-м году всем известна. Удачное бегство военного летчика Беленко в Японию в 1976-м году также все помнят. Но вот попытка к бегству группы еврейской интеллигенции из Ленинграда, которая закончилась провалом, как-то уходит из нашего внимания.
Тем не менее, событие, произошедшее в 1970-м году, случилось раньше и в известной степени стало причиной многих последующих угонов. Правда, и оно являлось не первой, но зато самой крупной акцией советских людей хотели добиться своей эмиграции. Участниками Ленинградского самолетного дела, такое название за ним осталось в истории, должны были стать целых шестнадцать человек. В том числе, в этот список входил один бывший пилот, раввин, несколько самиздатников и диссидентов, беременная девушка, глава тайной сионистской организации и два русских человека, которые попали в этот круг, как явные антисоветчики.
Наиболее активными участниками были бывший военный пилот Марк Дымшиц, бывший следователь угро Гилель Бутман, ставший руководителем сионистов северной столицы, а также писатель и журналист Эдуард Кузнецов, который тоже был евреем, пусть читателя не смущает его фамилия. Эта троица долго искала возможности, чтобы нелегально покинуть свою страну, устраивая ознакомительные полеты и изучая аэродромы. Для общего блага был даже приобретен пистолет, который из-за чисто технических моментов мог выстрелить только один раз.
В конце концов заговорщики определились с временем и местом. Предполагалось позаимствовать у государства малый пассажирский самолет, который должен был вылетать из небольшого города Приозерск в Ленобласти. Организаторы намеревались связать и высадить пилотов, после чего направить Ан-2 в Швецию. Границу они надеялись пересечь на малых высотах, так что, военных боялись не очень.
Как оказалось, среди участников этой затеи нашелся один предатель. Либо их подготовка была замечена кем-то внимательным. Родная советская госбезопасность взяла заговорщиков на руки, и большая часть из них получили внушительные сроки. Чтобы двое руководителей сохранили свои жизни, за них пришлось просить американскому президенту Никсону и израильскому премьеру Голде Меир.
Через десять лет основной костяк заговорщиков был выпущен на свободу, чтобы их обменяли на пойманных советских разведчиков. Других освободили и также дали возможность выехать. Одного из наиболее упрямых, того самого раввина, чиновники приняли решение выслать из страны. Так или иначе, к началу 1980-х СССР покинула большая часть ленинградских самолетчиков.
В 2007-м году Эдуард Кузнецов, к тому времени давно уже живший в Израиле, рассказал журналистам, что реальный захват самолета ими и не планировался, затея была в том, чтобы немного попугать советскую власть и убедить государство давать визы своим евреям. Едва ли его слова являлись правдой, иначе бы вряд ли с собой решили брать женщин.