Добрый день. Несмотря на то что американский многоцелевой самолет Vultee V-11 не получил должного распространения и не был принят в Советском Союзе на вооружение (модификация БШ-1), его гражданский вариант ПС-43 довольно успешно эксплуатировался на протяжении нескольких лет. Он применялся для решения задач по транспортировке различных грузов. Безусловно несколько десятков машин не могли сыграть особой роли и если бы не начавшаяся война, то они были бы спокойно списаны и благополучно забыты. Однако, в те тяжелейшие для нашей страны годы, для нужд фронта по максимуму использовали все что только могло летать. Также вышло и с ПС-43. Последние уцелевшие самолеты оставались в строю до 1945 года. В рамках текущей статьи мы не будем рассказывать непосредственно при их применение на фронтах Великой Отечественной войны. Эта информация довольно подробно изложена в других открытых источниках и пересказывать ее здесь нет особого смысла. Мы же остановимся на конструктивных особенностях этого самолета, приведем его подробные характеристики, а также отметим некоторые особенности его эксплуатации. Ранее на канале уже вышла статья, в которой было рассказано, почему боевая модификация этого самолета (БШ-1) не была принята на вооружение (Ссылка на статью). Заинтересованным читателям предварительно рекомендую с ней ознакомиться.
Конструкция самолета ПС-43.
Транспортный самолет ПС-43 представлял собой цельнометаллический одномоторный низкоплан с классическим типом оперения и убирающимся шасси. Каркас фюзеляжа состоял из четырех лонжеронов и набора шпангоутов. В носовой части самолета размещалась винтомоторная группа. В качестве силовой установки использовался двигатель воздушного охлаждения М-62ИР, который крепился на специальных узлах к мотораме. Его номинальная мощность составляла 820 л. с. при 2100 об/мин. Сухой вес мотора был равен 535 кг. Масляный бак размещался около противопожарной перегородки. Использовался трехлопастной тянущий винт правого вращения ВИШ-21. Диаметр винта 3,4 метра, а его вес составлял 152,25 кг. В средней части фюзеляжа размещалась кабина экипажа, несколько грузовых отсеков, фюзеляжные топливные баки и прочие узлы и агрегаты различных функциональных систем самолета. Конструкция кабины обеспечивала из нее отличный обзор. На самолете предусмотрели четыре грузовых отсека. Их полная емкость составляла 3,75 кубических метров. Крыло трапециевидной формы состояло из центроплана и съемных консолей. Обшивка гладкая, работающая. В состав механизации крыла входили элероны ферменной конструкции и щитки-закрылки. Хвостовое оперение самолета состояло из стабилизатора, руля высоты с триммером, киля и руля направления с триммером. Шасси убиралось в специальные отсеки по направлению к фюзеляжу самолета. Размер основных тормозных колес составлял 762 x 330 мм, а размер костыльного колеса- 406 x 178 мм. Привод электрический или гидравлический. Амортизация масляная. Что касается основных функциональных систем самолета, то думаю подробнее мы остановимся на топливной системе, электросистеме и системе управления. В состав топливной системы входила бензиновая помпа с фильтром, топливные баки, заливной насос, специальные краны, манометр, набор трубопроводов и некоторое другое оборудование. Полная емкость бензобаков составляла 1446 литров. Из них два бензобака (емкостью в 101 литров), находились в консолях, два бензобака (емкостью в 429 литров) в центроплане и еще три бака (включая расходный) в фюзеляже.
По поводу электросистемы, можно отметить следующие факты. Основными источниками электроэнергии являлись генератор типа ГС-1000, а также аккумуляторная батарея типа 12А-30, емкостью в 30 ампер-часов. Работали они параллельно через распределительную коробку типа РКК-ГС1000. Для контроля их работы использовался вольтамперметр. Управление потребителями электроэнергии осуществлялось через специальные электрощитки, которые были установлены в кабине летчика и радиста. Электрическая сеть самолета была выполнена по двухпроводной схеме. Что же касается системы управления, то она состояла из совокупности тяг, тросов, качалок и различных соединительных элементов, а также ручки управления и педалей. Соответствующие скриншоты схем управления рулем высоты и рулем направления приведены на скриншотах ниже.
Самолет ПС-43 оснащался всем необходимым приборным и специальным оборудованием. К примеру в состав радиооборудования входило самолетное переговорное устройство типа СПУ-2к и радиостанция МРК-5. Радиостанция обеспечивала двухстороннюю радиосвязь при работе в телеграфном режиме на расстоянии 450 км (жесткая антенна) и до 900 км (на выпускную антенну) и при работе в телефонном режиме на расстоянии 200 км (жесткая антенна) и до 400 км (на выпускную антенну). В состав радиостанции входил передатчик, приемник, распределительная коробка, модуляторно-дуплексный блок, умформеры (РУН-225, РУН-75а, РУН-10а), манипуляционный пульт, антенное устройство и комплект соединительных кабелей. Двухкаскадный передатчик работал в диапазоне частот разбитых на четыре поддиапазона. Приемник представлял собой восьмиламповый шестикаскадный супергетеродин. Его рабочий диапазон частот был разбит на пять поддиапазонов. Радиостанция устанавливалась в кабине радиста и работала от бортовой электрической сети. Ее общая схема размещения приведена на скриншоте ниже.
Некоторые особенности эксплуатации самолета ПС-43.
Для осуществления успешной эксплуатации любой сложной техники, требовалось точное соблюдение всех установленных инструкций, норм и предписаний. Их нарушение могло повлечь за собой самые серьезные последствия. Ответственность за выполнение всех этих правил, лежала как на экипаже, так и на техническом составе, который занимался подготовкой самолета к полетам. Непосредственно перед вылетом экипаж должен был осуществить приемку самолета. В ходе ее выполнения необходимо было проверить состояние обшивки фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и убедиться в отсутствие видимых повреждений. Также требовалось проверить крепление рулей, элеронов и триммеров. Необходимо было убедиться в нормальной работе систем управления самолетом и двигателем, а также в отсутствии течи топлива, масла и т. д. Заняв свое место в кабине, летчик должен был отрегулировать высоту кресла, подогнать педали управления, проверить приборное оборудование, убедиться в нормальном закрытии подвижных частей фонаря кабины.
Кроме того требовалось включить рубильник электросети, включить бензиномеры и проверить наличие топлива в бензобаках. Были и другие операции, всего согласно инструкции 16 пунктов. Основная задача второго члена экипажа состояла в подготовке радиостанции и самолетного переговорного устройства к работе. Запуск и прогрев мотора также требовалось осуществить согласно установленному предписанию. Самолет ПС-43 имел и определенные особенности пилотирования, которые также отражались в соответствующих инструкциях. Как уже отмечалось выше, их несоблюдение могло привести к серьезным инцидентам. И они имели место быть. К примеру 4 октября 1941 года недалеко от Архангельска был потерян самолет особой группы связи ГВФ с регистрационным номером СССР-Л3031. В выводах комиссии, которая занималась расследованием, было отмечено что помимо неблагоприятных метеоусловий одной из причин инцидента стало недостаточное знание летчиком особенностей пилотирования данного типа самолетов на виражах. Они приведены на скриншоте ниже.
Основные характеристики машины.
В завершении обзора по самолету ПС-43 мы приведем его развернутые характеристики, который взяты из оригинальной инструкции по эксплуатации. Прежде всего это геометрические размеры и регулировочные данные.
Что же касается его основных летных характеристик, то на соответствующих скриншотах приведены сведения по максимальным скоростям, времени набора высоты, практическому потолку и дальности полета, а также взлетно-посадочные характеристики.
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://internethobbies.com, http://www.airdisaster.ru/, http://aviadejavu.ru/, http://forums.airforce.ru/, https://www.wikiwand.com/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга В. Р. Котельников. Авиационные поршневые моторы, книга В. Е. Бочаров, Л. Д. Гутман. Авиационный мотор АШ-62ИР, Руководство по летной эксплуатации самолета ПС-43, Справочник ЦАГИ по иностранным самолетам за 1939 год под редакцией М. Н. Шульженко, журнал Авиация и время.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).