Знаете ли вы,что...или пропопов.)
Поп,как персонаж, встречается в болгарской культуре не только в положительном ключе. Кто бывал на Кукерском карнавале в Пернике, видели ряженых священника и черта. Ну и отец Нафарфорий тоже далеко не ушел.
Комедийный персонаж в исполнении Красимира Радкова часто появляется в "Шоуто на Слави" на телеканале 7/8. Поп появляется в комедийных шоу слегка " нафарфоренным"(поддатым).
Персонаж комедии " Столичане в повече", поп Гриша- добрый бестолковый мелкий жулик. Он разъезжает на "пророкомобиле" и в попытках то добыть древнеримские сокровища, то просто срубить бабла, постоянно попадает в дурацкие ситуации.
Но отвращения эти персонажи не вызывают. Добрую улыбку - да. Исторически священники в Болгарии пользуются большим уважением у людей. Говорю это, как человек, близко общающийся с ними. И снова о своем: никто из зрителей шоу и фильмов не бьёт себя пяткой в грудь в истерике оскорбленных чувств верующих. Так, к слову пришлось.
Моя любимая(уже старая) реклама. Здесь отец Нафарфорий признается "голосу свыше", что реламирует экономичные лампочки. Голос свыше одобряет. "Господи, ти ли си?(Господи, это ты?)" - вопрошает изумленный поп. "Нет, это я, твой сосед сверху!" - отвечает голос.
Само слово " поп" в болгарском языке не несёт той пренебрежительной окраски,как в русском. И, более того. С удивлением узнала, сколько попам всего принадлежит! Например,поповы лъжИчки( поповские ложечки).
Или попско прасЕ(поповский поросёнок).
И черноморские рыбки,типа бычков,называются " попчета".
Сначала думала,что из за темной окраски( как поповская ряса). Оказывается,нет. Название свое они получили, благодаря одной из косточек черепа,что имеет форму креста.
Если вы садитесь играть в карты в Болгарии, то имейте ввиду, что короля в колоде нет. Есть - поп. А на картинке будет все тот же, кого мы называем королем.
А еще есть груша, сорт которой так и называется - Попска круша.
Так что неспроста в народе бытует убежденность в богатстве попов:)). С которой можно согласиться в случае, если речь идет о больших храмах в крупных городах, или более "удачливых" в плане туризма Рильском, Бачковском, Троянском монастырях. И то не факт. До сих пор в маленьких городках и селах есть священники, работающие без зарплаты, живущие от продажи свечек. А "прибыль" от продажи килограмма свечек составляет для церкви 20 левов( 10 евро). Посчитать нетрудно, что в городках и селах, где в церковь ходить некому по причине отсутствия людей, священники вынуждены подрабатывать на "гражданских специальностях". Кто - на строительстве, кто в лесничествах. А ведь еще и о душе надо думать. Вот такие дела.