за самоотверженный свой труд получила премию - "путёвку выходного дня". Возможность на субботу-воскресенье съездить "на море" - в Одессу. Благо, что от Тирасполя до неё немногим более ста километров. Дубоссары несколько подальше - пусть сто пятьдесят. Примерно.
Что может быть лучше для снятия стресса и постбоевого синдрома? С учётом адовой работы в течении почти двух месяцев. За время которой из девяти линейных (те, кто "в поле" работает, в обеспечении ещё столько же - командир, мехводы, ещё два водителя, фельдшер) сапёров Группы при разминировании погибли двое, двое покалечены и двое ранены. Лишь один из которых вернулся в строй.
Выделен рейсовый автобус, везущий нас к морю в уютные двухместные домики на побережье. Что может быть лучше! В Бархатный сезон середины октября, когда трава по утрам покрывается бархатом инея...
Море на этот момент поражает своим великолепием мутных жёлтых волн, насыщенных, как и пляж, обилием гниющих водорослей, прибитых к берегу осенним ветром...
Фанерные неотапливаемые домики порадовали комфортом пустых интерьеров, панцирными койками без матрасов и отсутствием персонала. Удобства на улице.
Не, так-то кое-кто ещё был. Сторож при этом великолепии и телефоне. По которому он и получил разрешение на выдачу нам матрацев из фонда "под списание" оригинальной расцветки - с крупными бежевыми и ржавыми пятнами по центру.
Ну, мы-то люди привычные, военно-полевые. Однако прибывшие с нами жёны, - а все ребята, окромя меня, местные и не шибко юные женатики, - наотрез отказались заселяться в эти облезлые клоповники. И спать на этих проссанях - тоже.
Ну и что тут делать, вообще? Это даже не Одесса - её мы ночью проехали, а какой-то там пригородный посёлок. Ни Привоза, ни Дерибасовской тут нет. И у Дюка не сфотографироваться...
Зачем мы тут? Поцелуй прибой и иди домой. Зато тут недалеко, в затоне, есть старинный колёсный пароход. Настоящий! На котором "Безприданницу" снимали. Он, правда, не на ходу уже, но взойти на борт, таки, можно. Интерьерами полюбоваться.
Сторож просветил, узрев наше уныние и намерение немедленно отбыть к месту постоянной дислокации. Его предложение нам понравилось, особенно дамам - душещипательную мелодраму все смотрели.
Айда посмотрим. Благо недалече. К тому же, как поведал нам всё тот же информатор, там группа приднестровских бойцов обитает, на реабилитации после ранений. Да сам Бог велел! Надо навестить.
Корабль имел печальный вид. Как и все корабли, доживающие свой век в ожидании разделки среди своих собратьев, списанных по выслуге лет. Лежащий на грунте параллельно берегу с креном на левый борт. Но жив курилка! С берега на него проброшены сходни, несколько толстых шлангов и электрокабель.
На верхней палубе нас встретили его обитатели - с дюжину или около того парней, одетых в добротную форму ВС Приднестровской Республики. Все поголовно инвалиды. С ампутациями двух и более конечностей. Добровольцы, которым некуда возвращаться с такими увечьями. Вывезены и забыты. Какой-то присмотр за ними есть - кормят, медпомощь, если понадобится, и всё.
Живут уже пару месяцев, безвылазно и безпросветно. Познакомившись и пообщавшись, двинули в сопровождении более мобильных - на костылях, - какое там протезирование! Осматривать внутренние помещения "Ласточки" - так по фильму назывался, насколько помню.
Красное дерево в отделке коридоров и кают, вычурные светильники, витиеватые бронзовые ручки дверей и канделябры - дух Эпохи во всём благородстве. Но главная достопримечательность - бильярд в застеклённом павильоне верхней палубы, на баке. Роскошнейший, массивный, в том же стиле. Явно родной, изначальный.
Крен палубы весьма ощутим, но терпимо. Несколько кирпичей и книжки, возложенные под тумбообразные опоры игрового стола, а также выкрученные до упора регуляторы горизонтали нивелируют крен. Играть на нём очень даже можно. И они играют.
Как они играют! Отточено, чётко кладут крупные изрядно пожелтевшие шары в лузы. Очередями, то есть не промахиваясь. Один за другим.
Не думал, что на такое способен безрукий человек, например. От одной из рук которого остался локтевой сустав - им он кий направляет, а другой - лишённой кисти "клешней", образованной хирургическим разрезом разделения лучевых костей предплечья - держит его и бьёт.
Или как безногий-однорукий парень играет, можете представить себе? Я видел как - мастерски! И все остальные ребята также. Безо всяких скидок и неловкостей от изменений, внесённых в них войной.
Это не какие-то там спортсмены из сборной по данному виду спорта. Обычные парни, многие из которых увидели стол с зелёным сукном впервые и лишь здесь. И здесь же научились игре, целыми днями, с утра до отбоя оттачивая навыки. Ибо это - их единственное занятие и развлечение.
После бильярдной продолжать экскурсию по лайнеру как-то расхотелось. Вообще. Хотя планировалось посетить рубку, машинное и, вообще, многое другое. Там и салон, и буфет и всё, что положено на речном круизере класса Люкс начала прошлого века.
Отдав братве всю имеющуюся наличность - денег у них даже на курево нет, - покинули этот "Ваалам". В раздумьях. Мохнатым - хмель, а нам, случись что - как цапле серой, - лишь камыши. Что в изобилии в окрестностях этого Отеля искорёженных судеб произрастают. С тем настроем и отбыли обратно. Крепко выпив в пути.
"Мы туда колесили с потехами, песни пели, снимал кино,
А когда мы обратно ехали, только молча смотрели в окно".
Неплохая получилась наградная поездочка. Поучительная. Мы вникли, насколько высоко ценят нас и нашу работу. А также свои перспективы и почёт, который будет нам оказан, случись непоправимое.
Разминированию ещё и конца-краю не видно, а нас уже вполовину меньше в строю от изначальной численности.
Думаю, что те бойцы, осознав полную безперспективность своего нахождения там, на Родину всё же вернулись, разъехавшись. Так и не дождавшись статуса участника боевых действий.
В признании которого добровольцам недавно было отказано - на официальный запрос в Администрацию Президента Республики буквально на днях. Несмотря на его, Президента, личное обещание заявителям. С тем и живут.
Какая ещё война и боевые ранения, чем докажешь? По-пьяни под трамвай попал и чешешь тут нам за славное прошлое, герой самозваный...