Почему Бог так делает? Потому что это способствует нашему высшему благу, дает основание для построения личных отношений с Самим Богом: «вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Иса.66:2).
Практически каждый библейский герой прошел свой путь смирения и сокрушения. Например, Иосиф прошел очень трудный жизненный путь, причем прошел с великой честью. Началось все с предательства десяти братьев, которые из-за зависти решили убить Иосифа, но позже продали его в рабство.
Библия говорит, что Бог был с Иосифом и поэтому он был успешен. Бог определяет успех не так как делают это люди. В Св. Писании успех – это всегда исполнение воли Божьей, причем обычно это никак не связано с ростом благосостояния или известностью успешного человека.
Рабство – это место сокрушения всякой гордости, но хотя Иосиф был верен Богу, Он повел его еще глубже. Оклеветанный злой и похотливой женой Потифара, Иосиф был брошен в египетскую темницу, но и там Бог был с Иосифом и он опять был успешен! Несколько лет в мрачной темнице – это жесткий путь смирения…
Наконец, Господь увидел, что Иосиф успешно «сдал все экзамены» в школе смирения и сокрушения. Тогда он был поднят с ничтожной позиции тюремного раба до умопомрачительных высот второго человека в самой великой империи того времени. Часто гордость разрушает людей даже при маленьком взлете, но смирение Иосифа было такого качества, что выдержало даже столь радикальные социально-экономические «перегрузки».
Иосиф был успешен не только в тюрьме, но и в положении правителя Египта. Он собрал очень много хлеба, подготовив целую страну к годам голода.
Теперь началось время сокрушения для братьев Иосифа, которые вовсе не обладали моральными качествами последнего. Они были завистливыми, жестокими, а если говорить об Иуде, то и похотливыми людьми.
Что делает Господь? Через Иосифа он ставит их в очень тяжелое положение. Голод сам по себе – тяжелейшее испытание. Они слышат, что в Египте есть хлеб и идут туда. Иосиф узнает братьев, тогда как у них даже мысли не может возникнуть, что великий правитель Египта может быть их братом. Иосиф проявляет к ним милость – дает им хлеб, но оставляет у себя в заложниках одного брата – Симеона с условием, что в следующий раз они должны привести с собой младшего брата Вениамина.
Иаков особенно любил Иосифа и Вениамина, потому что они выросли уже после сокрушения самого Иакова, поэтому он до конца не хотел отпускать младшего сына. Однако, голод усиливался и выбора уже не было.
Когда они вторично пришли в Египет, Иосиф решил испытать отношение братьев к младшему брату. Ему было важно увидеть, изменились ли за эти годы их сердца. Он повелел подложить свою чашу в мешок Вениамина. Чашу нашли и теперь любимый сын Иакова должен остаться рабом в Египте. Худшие опасения братьев сбылись…
«И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю» (Быт.44:14).
Вот точка полного сокрушения, к которой привел их Господь.
Иуда вызывается занять место Вениамина, говоря: «Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (Быт.44:30-34).
Это тот самый Иуда, который за двадцать лет до этого призывал братьев продать Иосифа в рабство. Теперь он готов стать рабом вместо Вениамина. Это плод покаяния. Ставя нас в положение сокрушения, Господь ожидает плода покаяния…
Жду Вас в комментариях. Храни Вас Господь!