Найти тему
Luba_mirra

От "Поставщика Двора Ея Императорского Величества" до звезды советского конструктивизма. Надежда Ламанова.

Портрет Надежды Ламановой работы В.А.Серова. Вероятно, что картина  осталась несколько незавершённой. Окончанию работы помешала смерть художника.
Портрет Надежды Ламановой работы В.А.Серова. Вероятно, что картина осталась несколько незавершённой. Окончанию работы помешала смерть художника.

Не сказать, что имя Надежды Ламановой забыто. Историки, искусствоведы, люди творческих профессий или просто тот, кто интересуется отечественной культурой конца ХIХ - начала ХХ веков, конечно знают об этой неординарной женщине. Что же касается широкой публики, то скорее всего, услышав её имя, большинство просто пожмёт плечами. Безусловно, в лавине информации, обрушивающейся со всех сторон на наши бедные головы, в толпе новых, появляющихся ниоткуда и скором времени, исчезающих туда же, кумиров сложно удержаться в поле зрения публики. Тем не менее вклад Надежды Ламановой в русское искусство и особенно в становление советской школы моделирования одежды очень высок, а потому не будет лишним вспомнить об этом талантливом мастере ещё раз.

Из дворянки в швеи

В Нижегородской губернии в деревне Шутилово в конце 1861 года в семье обедневшего дворянина, военного, носившего чин полковника Петра Михайловича Ламанова и его супруги Надежды Александровны, дочери генерала-майора, родился первенец. Это была девочка, которую в честь матери назвали Надеждой. Чете Ламановых вообще везло на девочек, в последствии у Надежды появилось еще четыре младших сестры.

Несмотря на скромные доходы, семья жила дружно. В доме Ламановых царила любовь и красота. Хозяйка дома, мама пятерых очаровательных девочек, любила украшать все, к чему прикасались её руки, и тем самым привила своим дочерям отменный вкус.

Как я уже говорила, мать моя была молода, жизнерадостна, любила балы, праздники; но свои красивые платья и детские наряды она по большей части шила сама при помощи домашней швеи – она была прекрасная рукодельница и вышивальщица. (из автобиографии Н.П.Ламановой)

А ещё семья Ламановых была очень гостеприимна, что тоже наилучшим образом отразилась на характере детей.

Всем детям родители дали неплохое образование. Юная Наденька училась легко, и по окончании семи обязательных лет обучения в Нижегородской Мариинской женской гимназии, она добровольно учится ещё год.

-2

Годы идут. Надежда превращается в очаровательную барышню и... влюбляется без памяти в женатого мужчину, который к тому же был старше её на 20 лет. Она уходит из дома, повергая в шок родителей. Однако её счастье длиться недолго, через полтора года её возлюбленный умирает от сыпного тифа. Надежда возвращается к родителям, простившим её "незаконное сожительство", но теперь она точно знает, что хочет стать независимой, а значит должна работать.

Из хорошей дворянской семьи, дочь гвардии полковника, она в молодые годы, уйдя из семьи и пережив неудачу в личной жизни — любимый человек, насколько мне известно, умер в её объятьях, — открыла модную мастерскую (из воспоминаний Г.А. Лемана)

Вот как о начале своего творческого пути пишет в автобиографии сама Ламанова:

Знакомство со знаменитой нижегородской портнихой Татьяной Степановной Войткевич подсказало мне решение, само собой напрашивающееся в моем положении: я стала учиться у Татьяны Степановны шитью и кройке.

Поставщик Двора Ея Императорского Величества

В 1883 году Надежда Ламанова делает второй самостоятельный и, как оказалось, судьбоносный шаг. Она уезжает в Москву.

Некоторое время Надежда работает в московском ателье той же мадам Войткевич. Работает так хорошо, что очень быстро к ней приходит успех. Московские модницы только и говорили о молодой закройщице, которая хоть и измучает на примерке, зато платье сошьет такое , что и в Париже не сыскать. Впрочем Ламанова сама платья не шила, хотя и умела это делать. Она работала с клиентками, как художник со своими натурщицами. Сначала Ламанова внимательно изучала свою заказчицу, примечая все выигрышные особенности её фигуры и все её недостатки, а потом, подобно скульптору, драпировала на фигуре ткань, скалывая эту ткань булавками. Остальную, чисто техническую работу, выполняли наёмные швеи.

-3

Вскоре на свои доходы Надежда Ламанова открывает розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Петровны Андруцкой-Ламановой (фамилию Андруцкий носил её первый возлюбленный).

Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц.(из воспоминаний Г.А.Лемана)
-4

В 1898 году надежде Ламановой присваивается звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны.

-5

Помимо художественного дара Ламанова обнаружила и талант предпринимательства - редкое сочетание!

За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы.
Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, т.е. другими словами, по 1000 руб. в день! (из воспоминаний Г.А.Лемана)

В конце ХIХ-столетия в жизни Надежды Ламановой произошли ещё два знаменательных события. Во-первых, ей было присвоено звание "Поставщик Ея императорского Величества Александры Фёдоровны", а во-вторых, она выходит замуж.

Мужем Надежды Ламановой стал присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов, который к тому же был и актёром-любителем. Этот брак оказался бездетным, но счастливым и продлился 45 лет.

Благодаря мужу Ламанова становится вхожей с театральные круги Москвы и уже в 1901 году К.С.Станиславский предлагает ей сотрудничество со МХАТом. Надежда Ламанова с большим энтузиазмом взялась за создания театральных костюмов.

И ещё одно событие стало в эти годы знаковым для Ламановой - это знакомство с французским модельером Полем Пуаре, который уже тогда предлагал женщинам освободиться от корсетов. Два талантливых модельера не только подружились, но и оказывали большое влияние на творчество друг друга.

-6

Звезда конструктивизма

С приходом власти большевиков всё изменилось. В 1919 году Надежду Ламанову и её мужа Андрея Каютова арестовали, а имущество, естественно, конфисковали.

Казалось бы всё, конец жизни, однако Надежду Петровну по ходатайству Максима Горького и его жены М. Ф. Андреевой очень быстро выпустили. Для Андрея Павловича Каютова всё сложилось куда как печальнее - годы тюрем и в итоге расстрел!

Можно только догадываться, как тяжело переживала Надежда Петровна все эти несчастья, но она была не из тех людей, кого ломают перипетии судьбы. Ламанова снова с головой уходит в работу. Уже в том же 1919 году она создаёт с одобрения наркома просвещения А.В.Луначарского Мастерские современного костюма. Просто удивительно с каким энтузиазмом модельер, долгие годы работавшая на индивидуального заказчика и создающая свои модели макетным способом, теперь взялась за создание массовой одежды - красивой, дешёвой и удобной.

Новое время, новый век требуют новой эстетики. В Советской России зарождается строгий, геометричный, технократичный стиль - конструктивизм. Конечно, ярче всего этот стиль проявился в архитектуре, но и одежда теперь должна быть другой. Какие уж там рюши и драпировки! Что за барские штучки! Новому человеку нужна простая удобная одежда, такая, к примеру, как была в народном костюме с его примитивным геометрическим кроем. И Надежда Ламанова создаёт такую одежду. Нет хороших тканей - не беда, для новой одежды как нельзя лучше подойдут и домотканое льняное полотно, и драп солдатских шинелей.

-7

В понимающейся после разрухи стране зарождается швейная промышленность, появляются специализированные учебные заведения, и Ламанова приступает к созданию теории советского моделирования. Хотя ей не удалось придать своей теории законченную форму в виде научного труда, тем не менее именно Надежда Петровна Ламанова заложила основные принципы моделирования одежды:

  • Для чего предназначен костюм - его назначение.
  • Из чего делается костюм - его материал.
  • Для кого делается - фигура.
  • Как он делается - его форма. Назначение костюма определяет его материал.
  • Материал определяет форму.

Можно только удивляться той кипучей энергии, с которой Надежда Петровна отдаётся любимому делу, а ведь была ещё и работа с театрами. Ламанова создаёт костюмы для МХАТа, театра им Вахтангова, театра Сатиры. Она работает и для кинематографа. Именно она одевает Любовь Орлову в фильме "Цирк". Именно Ламанова автор костюмов к фильмам " Александр Невский", "Иван Грозный", "Поколение победителей" " Ревизор" и "Аэлита"

Не оставляет Надежда Петровна и работу с индивидуальными заказчиками. Она создает туалеты для актрис и жен высокопоставленных чиновников.

-8

И конечно, несмотря на максимальную загруженность Надежда Ламанова создает потрясающие коллекции для различных выставок и, как внутри страны, так и за рубежом. Так коллекция, созданная вместе с Верой Мухиной в стиле "а-ля-рюс", в стиле, который, надо заметить, с легкой руки её друга Поля Пуаре пользовался сумасшедшей популярностью в Европе, получает в 1925 году Гран - при на Всемирной выставке в Париже.

Последние дни

Осенью 1941 года фашистские захватчики вплотную подошли к Москве, и началась великая битва. Тревога и неизвестность воцарилась в городе. Кто-то уходил в ополчение, а кто-то дежурил на улицах и крышах домов, сбрасывая с них "зажигалки". Многие уезжали . Ещё 13 октября Надежда Петровна Ламанова была уверена, что она уедет в эвакуацию вместе со МХАТом, но, приехав в 14 октября в театр, она обнаружила, что её попросту "забыли". На следующий день по дороге на дачу Надежда Петровна Ламанова скоропостижно скончалась.

__________

При написании статьи были использованы материалы сайтов

https://lamanova.com/17_soviet-period.html#workshops

https://lamanova.com/16_images.html

https://lamanova.com/hermitage-museum/

__________

Если статья вам понравилась и была чем-то полезна, поставьте, пожалуйста, лайк. А самые отчаянные ))) читатели могут даже подписаться на мой канал! Буду очень признательна!

Читайте также:

12 интересных фактов из творчества и личной жизни художника Льва Бакста.

Встречаем тёплые деньки вместе с Max Mara. Обзор сезонной коллекции 2021.

Яркое наследие непокорённого народа. Индейская mochila.

Родом из детства. Секрет успеха Карлы Джерард.