Не сказать, что имя Надежды Ламановой забыто. Историки, искусствоведы, люди творческих профессий или просто тот, кто интересуется отечественной культурой конца ХIХ - начала ХХ веков, конечно знают об этой неординарной женщине. Что же касается широкой публики, то скорее всего, услышав её имя, большинство просто пожмёт плечами. Безусловно, в лавине информации, обрушивающейся со всех сторон на наши бедные головы, в толпе новых, появляющихся ниоткуда и скором времени, исчезающих туда же, кумиров сложно удержаться в поле зрения публики. Тем не менее вклад Надежды Ламановой в русское искусство и особенно в становление советской школы моделирования одежды очень высок, а потому не будет лишним вспомнить об этом талантливом мастере ещё раз.
Из дворянки в швеи
В Нижегородской губернии в деревне Шутилово в конце 1861 года в семье обедневшего дворянина, военного, носившего чин полковника Петра Михайловича Ламанова и его супруги Надежды Александровны, дочери генерала-майора, родился первенец. Это была девочка, которую в честь матери назвали Надеждой. Чете Ламановых вообще везло на девочек, в последствии у Надежды появилось еще четыре младших сестры.
Несмотря на скромные доходы, семья жила дружно. В доме Ламановых царила любовь и красота. Хозяйка дома, мама пятерых очаровательных девочек, любила украшать все, к чему прикасались её руки, и тем самым привила своим дочерям отменный вкус.
Как я уже говорила, мать моя была молода, жизнерадостна, любила балы, праздники; но свои красивые платья и детские наряды она по большей части шила сама при помощи домашней швеи – она была прекрасная рукодельница и вышивальщица. (из автобиографии Н.П.Ламановой)
А ещё семья Ламановых была очень гостеприимна, что тоже наилучшим образом отразилась на характере детей.
Всем детям родители дали неплохое образование. Юная Наденька училась легко, и по окончании семи обязательных лет обучения в Нижегородской Мариинской женской гимназии, она добровольно учится ещё год.
Годы идут. Надежда превращается в очаровательную барышню и... влюбляется без памяти в женатого мужчину, который к тому же был старше её на 20 лет. Она уходит из дома, повергая в шок родителей. Однако её счастье длиться недолго, через полтора года её возлюбленный умирает от сыпного тифа. Надежда возвращается к родителям, простившим её "незаконное сожительство", но теперь она точно знает, что хочет стать независимой, а значит должна работать.
Из хорошей дворянской семьи, дочь гвардии полковника, она в молодые годы, уйдя из семьи и пережив неудачу в личной жизни — любимый человек, насколько мне известно, умер в её объятьях, — открыла модную мастерскую (из воспоминаний Г.А. Лемана)
Вот как о начале своего творческого пути пишет в автобиографии сама Ламанова:
Знакомство со знаменитой нижегородской портнихой Татьяной Степановной Войткевич подсказало мне решение, само собой напрашивающееся в моем положении: я стала учиться у Татьяны Степановны шитью и кройке.
Поставщик Двора Ея Императорского Величества
В 1883 году Надежда Ламанова делает второй самостоятельный и, как оказалось, судьбоносный шаг. Она уезжает в Москву.
Некоторое время Надежда работает в московском ателье той же мадам Войткевич. Работает так хорошо, что очень быстро к ней приходит успех. Московские модницы только и говорили о молодой закройщице, которая хоть и измучает на примерке, зато платье сошьет такое , что и в Париже не сыскать. Впрочем Ламанова сама платья не шила, хотя и умела это делать. Она работала с клиентками, как художник со своими натурщицами. Сначала Ламанова внимательно изучала свою заказчицу, примечая все выигрышные особенности её фигуры и все её недостатки, а потом, подобно скульптору, драпировала на фигуре ткань, скалывая эту ткань булавками. Остальную, чисто техническую работу, выполняли наёмные швеи.
Вскоре на свои доходы Надежда Ламанова открывает розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Петровны Андруцкой-Ламановой (фамилию Андруцкий носил её первый возлюбленный).
Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц.(из воспоминаний Г.А.Лемана)
В 1898 году надежде Ламановой присваивается звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны.
Помимо художественного дара Ламанова обнаружила и талант предпринимательства - редкое сочетание!
За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы.
Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, т.е. другими словами, по 1000 руб. в день! (из воспоминаний Г.А.Лемана)
В конце ХIХ-столетия в жизни Надежды Ламановой произошли ещё два знаменательных события. Во-первых, ей было присвоено звание "Поставщик Ея императорского Величества Александры Фёдоровны", а во-вторых, она выходит замуж.
Мужем Надежды Ламановой стал присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов, который к тому же был и актёром-любителем. Этот брак оказался бездетным, но счастливым и продлился 45 лет.
Благодаря мужу Ламанова становится вхожей с театральные круги Москвы и уже в 1901 году К.С.Станиславский предлагает ей сотрудничество со МХАТом. Надежда Ламанова с большим энтузиазмом взялась за создания театральных костюмов.
И ещё одно событие стало в эти годы знаковым для Ламановой - это знакомство с французским модельером Полем Пуаре, который уже тогда предлагал женщинам освободиться от корсетов. Два талантливых модельера не только подружились, но и оказывали большое влияние на творчество друг друга.
Звезда конструктивизма
С приходом власти большевиков всё изменилось. В 1919 году Надежду Ламанову и её мужа Андрея Каютова арестовали, а имущество, естественно, конфисковали.
Казалось бы всё, конец жизни, однако Надежду Петровну по ходатайству Максима Горького и его жены М. Ф. Андреевой очень быстро выпустили. Для Андрея Павловича Каютова всё сложилось куда как печальнее - годы тюрем и в итоге расстрел!
Можно только догадываться, как тяжело переживала Надежда Петровна все эти несчастья, но она была не из тех людей, кого ломают перипетии судьбы. Ламанова снова с головой уходит в работу. Уже в том же 1919 году она создаёт с одобрения наркома просвещения А.В.Луначарского Мастерские современного костюма. Просто удивительно с каким энтузиазмом модельер, долгие годы работавшая на индивидуального заказчика и создающая свои модели макетным способом, теперь взялась за создание массовой одежды - красивой, дешёвой и удобной.
Новое время, новый век требуют новой эстетики. В Советской России зарождается строгий, геометричный, технократичный стиль - конструктивизм. Конечно, ярче всего этот стиль проявился в архитектуре, но и одежда теперь должна быть другой. Какие уж там рюши и драпировки! Что за барские штучки! Новому человеку нужна простая удобная одежда, такая, к примеру, как была в народном костюме с его примитивным геометрическим кроем. И Надежда Ламанова создаёт такую одежду. Нет хороших тканей - не беда, для новой одежды как нельзя лучше подойдут и домотканое льняное полотно, и драп солдатских шинелей.
В понимающейся после разрухи стране зарождается швейная промышленность, появляются специализированные учебные заведения, и Ламанова приступает к созданию теории советского моделирования. Хотя ей не удалось придать своей теории законченную форму в виде научного труда, тем не менее именно Надежда Петровна Ламанова заложила основные принципы моделирования одежды:
- Для чего предназначен костюм - его назначение.
- Из чего делается костюм - его материал.
- Для кого делается - фигура.
- Как он делается - его форма. Назначение костюма определяет его материал.
- Материал определяет форму.
Можно только удивляться той кипучей энергии, с которой Надежда Петровна отдаётся любимому делу, а ведь была ещё и работа с театрами. Ламанова создаёт костюмы для МХАТа, театра им Вахтангова, театра Сатиры. Она работает и для кинематографа. Именно она одевает Любовь Орлову в фильме "Цирк". Именно Ламанова автор костюмов к фильмам " Александр Невский", "Иван Грозный", "Поколение победителей" " Ревизор" и "Аэлита"
Не оставляет Надежда Петровна и работу с индивидуальными заказчиками. Она создает туалеты для актрис и жен высокопоставленных чиновников.
И конечно, несмотря на максимальную загруженность Надежда Ламанова создает потрясающие коллекции для различных выставок и, как внутри страны, так и за рубежом. Так коллекция, созданная вместе с Верой Мухиной в стиле "а-ля-рюс", в стиле, который, надо заметить, с легкой руки её друга Поля Пуаре пользовался сумасшедшей популярностью в Европе, получает в 1925 году Гран - при на Всемирной выставке в Париже.
Последние дни
Осенью 1941 года фашистские захватчики вплотную подошли к Москве, и началась великая битва. Тревога и неизвестность воцарилась в городе. Кто-то уходил в ополчение, а кто-то дежурил на улицах и крышах домов, сбрасывая с них "зажигалки". Многие уезжали . Ещё 13 октября Надежда Петровна Ламанова была уверена, что она уедет в эвакуацию вместе со МХАТом, но, приехав в 14 октября в театр, она обнаружила, что её попросту "забыли". На следующий день по дороге на дачу Надежда Петровна Ламанова скоропостижно скончалась.
__________
При написании статьи были использованы материалы сайтов
https://lamanova.com/17_soviet-period.html#workshops
https://lamanova.com/16_images.html
https://lamanova.com/hermitage-museum/
__________
Если статья вам понравилась и была чем-то полезна, поставьте, пожалуйста, лайк. А самые отчаянные ))) читатели могут даже подписаться на мой канал! Буду очень признательна!
Читайте также:
12 интересных фактов из творчества и личной жизни художника Льва Бакста.
Встречаем тёплые деньки вместе с Max Mara. Обзор сезонной коллекции 2021.