Манхэттен – пожалуй, самый известный в мире городской район. Не каждая столица может сравниться по популярности с этим небольшим островом площадью всего 87,5 кв. км, который составляет лишь часть Нью-Йорка.
Васильевский остров в Петербурге хотя и не может похвастаться всемирной известностью, но нередко удостаивается звания петербургского Манхэттена. Что общего у этих двух городских районов, только ли расположение на острове их объединяет?
Линии vs стрит
Чтобы обнаружить первое сходство, достаточно взглянуть на них с высоты птичьего полета или просто открыть карту. Геометрия улиц почти идентична – регулярная застройка по прямоугольному плану. Широкие проспекты Васильевского пересекаются под прямым углом с пронумерованными линиями, расположенными на равном расстоянии. То же самое на Манхэттене, только вместо проспектов – авеню, а вместо линий – «стриты». В Нью-Йорке они расположены более часто, поэтому их в десятки раз больше: 220 стрит против 29 линий.
Ориентироваться в такой геометрии улиц очень просто, но есть у строгой планировки и недостаток: она не предполагает больших открытых пространств, площадей и, увы, массивных парков. Именно поэтому зеленые зоны исторической части Васильевского ограничиваются скверами и садами, небольшими, но атмосферными.
Любопытно, что знаменитый Центральный парк на Манхэттене возник на месте, которое изначально отводилось под кладбище. В Петербурге история сложилась прямо противоположным образом: задуманный архитектором Доминико Трезини огромный публичный сад в итоге стал Смоленским кладбищем.
Gaudeamus
Ежедневно с сентября по июнь на Васильевский приезжает более 50 тысяч студентов, которые обучаются в расположенных здесь высших учебных заведениях. Но центральное положение на острове занимает, конечно, Санкт-Петербургский государственный университет. Факультеты и подразделения вуза, разместившиеся в разных уголках острова, сформировали здесь особую академическую атмосферу. Университетский городок с его знаменитым зданием Двенадцати коллегий – одна из исторических ценностей Васильевского острова.
Своя Alma Mater есть и на Манхэттене. Легендарный Колумбийский университет вместе с академическим городком занимает шесть нью-йоркских кварталов. У Колумбии есть своя обсерватория, несколько стадионов и церковь. Помимо 30 тысяч студентов Королевский колледж ежедневно посещает примерно столько же туристов – большинство зданий кампуса имеют статус национальных достопримечательностей.
Любому российскому студенту известна традиция кричать в форточку «Халява, приди!» в полночь перед экзаменом. У студентов Колумбии кричать принято после. По традиции, называющейся «первобытный крик», после сдачи зачетной недели следует изо всех сил крикнуть в открытое окно. Считается, что это отлично снимает накопившийся стресс.
Сердце современного искусства
С момента своего основания Васильевский остров находился в центре культурной жизни не только Петербурга, но всей России. Здесь открывались первые музеи, художественные галереи. Район сохранил особый культурный статус и сейчас, но разбавил присущий ему изначально академизм и камерность новаторским духом творческого поиска. Неслучайно именно здесь разместился самый крупный в России частный музей современного искусства «Эрарта», а также несколько независимых художественных галерей и знаковые проекты креативной индустрии, в том числе Порт «Севкабель», слава которого давно перешагнула городские границы.
На Манхэттене ценителей современного искусства манит знаменитый МоМА, The Museum of Modern Art. Музей начинался с небольшой коллекции, взятой в аренду для первой выставки, а сегодня это самый крупный и, бесспорно, самый известный мировой музей современного искусства. Но Манхэттену есть, что предложить и помимо залов МоМА. Знатоки рекомендуют отправиться в район Челси на западной стороне Манхэттена, который всегда был оплотом современного искусства в Нью-Йорке. Здесь в независимых частных галереях можно увидеть работы подающих надежды художников и открыть для себя будущую «звезду» МоМА.
На набережной Гудзона, напротив 46-й улицы, стоит авианосец «Неустрашимый». В нем расположилась экспозиция Музея моря, воздуха и космоса. Свой плавучий музей есть и на Васильевском. На набережной Лейтенанта Шмидта пришвартован ледокол «Красин», на борту которого находится филиал музея Мирового океана.
Архитектура, устремленная в будущее
Знаменитая Manhatten Skyline, небесная линия Манхэттена, настолько узнаваема, что стала визитной карточкой не только самого острова, но всего Нью-Йорка и даже Америки. Город, беспрецедентно устремленный в будущее, – такое ощущение возникает у каждого, кто видит этот величественный абрис. Причудливо ломаный силуэт зданий, строгие пирамидальные небоскребы начала XX века, сияющие башни из стекла и бетона, построенные после Второй мировой, и над всем этим – шпиль знаменитого Эмпайр-стейт-билдинг.
Шпиль как элемент здания был заимствован из готической архитектуры, где остроконечно завершение храма символизировало устремление к Богу. Проектировщики американских небоскрёбов использовали шпиль в целях сугубо мирских – таким образом здание получало дополнительные метры высоты, что позволяло выиграть борьбу за звание самого высотного сооружения. Сейчас шпили нередко украшают жилые здания, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Например, золотой шпиль установлен на одном из домов нового жилого квартала Golden City, который строит на Васильевском острове компания Glorax Development.
Есть у Golden City и еще одна деталь, общая с Эмпайр-стейт-билдинг, не столь заметая, как шпиль, но крайне важная. На высоту 102-го этажа посетителей легендарного небоскреба поднимают лифты Otis. Разработанная Otis в середине XIX века конструкция лифта считается изобретением, которое проложило путь для глобального распространения небоскребов. Лифты производства Otis установлены и в домах жилого квартала Golden City.
Архитектурный ансамбль Васильевского острова с особой атмосферой, настроением и геометрией складывался ни одну сотню лет. И продолжает развиваться здесь и сейчас. Его современная составляющая активно формируется на намыве на западной оконечности острова. Расположение предъявляет к строящимся здесь зданиям особые требования. Территория станет новыми морскими воротами Петербурга, визитной карточкой Северной столицы. И знаковые объекты уже появляются здесь.
Жилой квартал Golden City федерального девелопера Glorax Development претендует на роль архитектурной доминанты всей локации. Проект квартала, разработанный голландскими архитектурными бюро KCAP Holding B.V. & Orange, дополняет многогранный облик Санкт-Петербурга яркими образцами архитектуры XXI века. Источниками вдохновения стали исторические кварталы города с живописными двориками и садами, величественный Исаакиевский собор, грациозное здание Адмиралтейства, великолепная Петропавловская крепость.
Пульсирующий контур зданий Golden City создает запоминающуюся небесную линию, где центральное место отведено сверкающим навершиям в стиле Фаберже и золотым шпилям. Они продолжают ряд исторических доминант города — шпилей Петропавловского собора и Адмиралтейства, и в то же время, подобно манхэттенскому Эмпайр-стейт-билдинг, символизируют устремленность в будущее жилого квартала, Васильевского острова, Санкт-Петербурга.